Экспедиционная фотография



Фотография и киносъемка в путешествии

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Справочник путешественника и краеведа. Глава XII. Гомельский И.И. Фотография и киносъемка. Государственное издательство географической литературы. Москва, 1949 г.  

Введение. В настоящее время экспедиционные фотоснимки и киноленты имеют не только иллюстративное значение, но представляют большую ценность, как точные научные документы; иногда фото- и киносъемки применяются как особые методы исследования. Поэтому всякий научный работник, пользующийся для своих полевых исследований этим видом техники, должен отнестись к подбору и подготовке аппаратуры и материалов и к самому процессу съемок с большим вниманием.

Путешественник работает в условиях неповторимости съемок и этим обусловливаются предъявляемые к ним требования. Только правильно экспонированный и привезенный в полной сохранности негативный материал обеспечивает успешную дальнейшую обработку снимков; небрежное отношение к негативным процессам может привести к гибели почти всех результатов съемки и сильно ухудшить научные результаты работы, если роль фотоснимков в последней значительна.

В большинстве случаев во время полевых научных исследований приходится производить только пробное проявление; при длительных стационарных работах, особенно зимовочных, иногда проявляют все негативы. Очень редко в экспедиционных условиях прибегают к позитивным процессам. Поэтому главное внимание мы уделяем описанию негативных процессов, а всех остальных вопросов фототехники мы касаемся только постольку, поскольку знакомство с ними необходимо в условиях полевых работ.

ВЫБОР ФОТО-КИНОСНАРЯЖЕНИЯ

Список снаряжения. Подбор аппаратуры, принадлежностей и материалов зависит от задач экспедиции, от средств передвижения в местных географических условий.

Мы составили общий список фото-киноснаряжения, достаточный как для путешественника, желающего получить только иллюстративный материал, так и для исследователя, намеревающегося заниматься серьезными документальными и научно-исследовательскими съемками с помощью обычных фото- и кинокамер (табл. 30).




 

 

Мы рекомендуем три основных типа камер - универсальную, малоформатную и 16 мм кинокамеру; остальные промежуточные или специализированные модели менее пригодны для разнообразных научных работ. Этими типами камер определяется и ассортимент негативных материалов и подбор принадлежностей для съемки и лабораторной обработки негативов в полевых условиях. Количество негативных материалов в списке рассчитано на месяц, а химикалии—в количестве, достаточном для проявления всего негативного фотоматериала и-для контрольных проявлений кинолент. Все остальное снаряжение перечисляется вне зависимости от продолжительности путешествия.

 



На основании этого списка можно составить более краткие списки, применительно к данному типу работ и к имеющейся аппаратуре. Мы приводим приблизительный вес шести вариантов подобных сокращенных списков: 

Камера ФЭД с принадлежностями и негативным материалом, без лаборатории 3 400 г

Камера ФЭД с лабораторией и химикалиями 6 750 г

16-ти мм кинокамера с принадлежностями и негативным материалом, без лаборатории 9 000 г

16-ти мм кинокамера с лабораторией и химикалиями 11 500 г

ФЭД и 16-ти мм кинокамера без лаборатории 12 000 г

ФЭД и 16-ти мм кинокамера, с лабораторией 15 000 г. 

Если работы производятся в очень трудных условиях, или в течение очень длительного времени, то целесообразнее брать с собой второй запасной аппарат, нежели ремонтные принадлежности и запасные части к нему; в особенности это касается малоформатных камер. Негативных материалов лучше брать несколько больше, чем требуется по плану работ. 

 

ФОТОАППАРАТЫ

Выбор фотоаппаратуры. В настоящее время для фотосъемок в экспедиционных условиях используются самые разнообразные типы фотокамер.

а) Дорожные деревянные складные камеры для пластинок и плоских пленок 13x18, 10x15 и 9x12 см.

б) Универсальные складные камеры для пластинок и плоских пленок 13 < 18, 10x15, 9x12, 6,5x9 и 6x9 см. (столбец 1 на рис. 223 и 224).

в) Клаппкамеры—складные камеры на распорках для пластинок и плоских пленок 10x15, 9x12, 6,5 9,6x9 и 4,5x6 см (столбец 2 на рис. 223 и 224).

г) Складные камеры для роликовых пленок 9x12, 6,5x9, 6x9, 6x6, 4,5x6 и 3<4,5 см (столбец 3 на рис. 223 и 224).

д) Малоформатные камеры для работы на кинопленке с дальномерами 24 <36, 24 <24 и 18<24 мм (столбец 4.на рис. 223 и 224).

е) Малоформатные зеркальные камеры для работы на кинопленке 24 < 36 мм (столбец 5 на рис. 223 и 224).

ж) Двухобъективные зеркальные камеры для роликовых пленок 6х 6 см и 4,5х 6 см (столбец 6 на рис. 223 и 224).

з) Зеркальные пластиночные камеры 9х 12 и 6,5x9 см (столбец 7 на рис. 223 и 224).

и) Стереоскопические камеры для пластинок и плоских пленок 6x13 и 4,5x10,7 см.

к) Панорамные камеры для роликовых пленок шириной в 9 и 6 см.

Наиболее портативны и пригодны для самых разнообразных работ в путешествии малоформатные кинопленочные фотокамеры двух типов: с визирно-дальномерными или зеркальными приспособлениями для выбора кадра и фокусирования оптики. Эти фотокамеры при оснащении их соответствующими комплектами сменной оптики, линзами-насадками и некоторыми специальными приспособлениями, по своим возможностям приближаются к универсальным. Тем не менее и они не лишены некоторых существенных недостатков. При необходимости выбора между визирно-дальномерным и зеркальным типом решение вопроса должно зависеть от намечаемых объектов съемки и условий путешествия.

Для зоологических, ботанических, этнографических, археологических и т. п. съемок, особенно на цветных пленках, предпочтительнее зеркальные камеры. Для горных, воздушных, водных и ландшафтно-видовых съемок, а также съемок с движения - удобнее визирно-дальномерный тип.

Большой популярностью пользуются пленочные камеры, в которых в качестве универсального негативного материала служит катушечная пленка шириной 6 см; в камерах разных форматов она позволяет делать различное количество снимков (6 х 9 см—8 снимков, бхбсм—12 снимков и 4,5 х6см—16снимков). Несмотря «а большую портативность, значительные усовершенствования (дальномеры, шкалы глубины резкости, счетчики кадров и т. п.) и простоту в обращении они остаются по существу типичными любительскими аппаратиками, призванными удовлетворять сравнительно ограниченные запросы рядового любителя.

Камеры эти, как и миниатюрные, можно разделить на 2 типа: обычные складные и жесткие кубические двухобъективные «зеркалки». Оба типа (за очень редкими исключениями) не имеют сменной оптики. Визирование на очень близких расстояниях производится в них приблизительно. Объектив не может быть выдвинут на двойное фокусное расстояние, и поэтому они совершенно не пригодны для целого ряда съемок в путешествии. Наконец, если первые из них подкупают своей портативностью, то вторые неудобны при полевых работах из-за жесткой формы и громоздкости.

Однообъективные зеркальные камеры и «универсальные» складные для пластинок и плоских пленок имеют большие преимущества в различных специализированных видах съемки, но даже при использовании негативного материала небольших форматов (6,5x9) они все же громоздки. Тем не менее, первые из них незаменимы при зоологической фото-охоте, а вторые—для самых разнообразных документальных съемок в любых масштабах. Применение таких аппаратов в экспедиционных работах, также как и так называемых «дорожных камер», позволяющих получать превосходные снимки неподвижных объектов, вполне целесообразно при наличии хороших транспортных средств.

Клаппкамеры в путешествии менее пригодны; более применимы те из них, которые не громоздки, снабжены сменной оптикой и обладают хорошим шторным затвором с большим диапазоном скоростей. Но не имея двойного растяжения меха, они во многом уступают обычной «универсальной» камере. 

Стереоскопические камеры почти совершенно вышли из употребления; нет к ним и негативных материалов, не считая плоские пленки, которые не трудно нарезать самому. Эти камеры полезны в работах геолога, геоморфолога, топографа и археолога, но все же они должны быть отнесены к специализированному типу, несколько сужающему задачи съемки. Поочередно используя объективы стереокамеры, можно ею снимать и как обычной, удваивая, таким образом, количество одиночных негативов. С небольшой затратой времени не трудно достичь стереоэффекта и с простыми камерами.

Со специальной аппаратурой, применяемой при аэрофотографии, фототопографии и фотограмметрии, можно ознакомиться в соответствующих руководствах.

Хотя мы и ограничиваем наши рекомендации при выборе камер, наиболее пригодными, по нашему мнению, типами, несомненно превосходные снимки в путешествии могут быть сделаны и другими аппаратами.

«Универсальные» складные камеры выпускаются для пластинок и плоских пленок формата 9x12, 6,5 <9 и 6x9 см. Примером этого типа может служить советский «Фотокор 1» для пластинок 9 < 12 см. Мех камеры раздвигается на двойное фокусное расстояние объектива (270 мм). Объектив «Ортагоз» с фокусным расстоянием 13,5 см и светосилой 1 : 4,5. Центральный затвор Гомз имеет моментальные выдержки: 1/25, 1/50, 1/100 сек. Некоторые из этих камер первоначально снабжались затворами «Компур», а затем затворами Гомз—«Темп» типа «кольцевого компура» с кнопкой для автосъемки. Камеры последних выпусков снабжаются объективами «Индустар 2» (F—13,5 см со светссилсй 1 : 4,5). К аппарату выпушены светофильтры (желтые и оранжевый) и насадочные линзы (укорачивающие и удлиняющие фокусное расстояние объектива). Вес этих камер, и в особенности вес негативного материала к ним, в большинстве случаев обременителен для путешественника (рис. 225).

Обычно предпочитают пользоваться камерами форматов 6,5 х 9 и 6:9 см, или вместо пластинок употреблять значительно более легкие плоские и роликовые пленки (со специальными адаптерами); сама камера легче, а размер контактных отпечатков еще вполне пригоден для непосредственного использования. Увеличения же с формата 6x9 см и с 9x12 см практически не отличимы друг от друга. Если нет возможности достать камеры 6,5х 9 или 6 >< 9 см, то камерой 9 < 12 см можно делать по 2 снимка на каждой пластинке формата 9x12 см. Для этого картонный вкладыш размгргм чуть больше половины пластинки вкл?дывают в прз между корпусом камеры и прилегающей складкой меха; поочередно сдвигая вверх и вниз эту импровизированную «кашэту» и объектив,  снимают отдельные кадры на каждой половине пластинки или пленки. При этом способе съемки следует заранее выработать методику и порядок работ, строго соблюдать его и не забывать, что и где снято - иначе не исключена возможность повторной съемки на ранее снятой половине и пропуск неснятой. Визиром пользоваться для таких съемок неудобно н лучше руководствоваться изображением кадра по матовому стеклу.

При употреблении плоских пленок в кассетах с подкладкой их под стекло необходимо, чтобы стекла были чистыми, ровными и такой же толщины, как и матовое стекло. Последнее нужно повернуть матовой стороной наружу (т. е. от объектива), чтобы им можно было без погрешности пользоваться при наводке изображения на резкость, а также передвинуть на откидной доске камеры шкалу наводки на резкость в сторону матового стекла на его толщину.

Преимущества универсальных камор в том, что при наличии двойного растяжения меха и с применением различных линз-насадок они становятся очень удобны для съемок мелких предметов (макросъемки), репродукций и микросъемок.

Для архитектурных съемок, съемок в горах, в ущельях, в узких улицах, интерьеров и т. п., когда нет возможности удалиться от объектов, а уклоны камеры дают неизбежные искажения, возможность смещения самого объектива в стороны от центра позволяет получить правильное изображение. Наличие рамочного и зеркального водоискателя позволяет производить моментальные съемки с рук. Центральный затвор хорошо работает и при больших колебаниях температуры (рис. 226 и 221).

К недостаткам камер этого типа нужно отнести:

а) постоянную оптику (сменная есть лишь у ограниченного числа моделей);

б) некоторую громоздкость;

в) мягкий мех, который легко может быть поврежден и на сильном ветре мнется;

г) тяжесть негативного материала (стекла);

д) невозможность одновременно видеть изображение на матовом стекле и производить съемку;

е) сложность и медленность всех манипуляций - при необходимости пользования матовым стеклом и пластиночными кассетами;

ж) возможность сдвига камеры, укрепленной на штативе, уже после ее установки во время смены кассет и матового стекла;

з) возможность спутать кассеты и повторно заснять 2 снимка на одну пластинку, если они не помечены.

В общем, универсальные камеры пригодны для разнообразных научно-исследовательских и научно-документальных съемок, в особенности при некоторых незначительных дополнениях, но они требуют больше времени и благоприятных транспортных условий. Результаты же съемок в техническом отношении лучше, чем малоформатными камерами (особенно у начинающих любителей).

5. Зеркальные камеры имеются для пластинок и пленок форматов 9x12, 6,5x9 и 6х6 см. Их преимущество—одновременность визирования и фокусирования по матовому стеклу до самого последнего момента перед экспозицией. Возможность следить за движущимся объектом по матовому стеклу делает эти камеры незаменимыми в работах натуралистов, при съемке птиц, зверей, насекомых, качающихся на ветру растений и т. п.

Некоторые зеркальные камеры имеют оправы для сменных объективов и двойное растяжение меха. Очень ценно наличие быстродействующих шторных затворов, допускающих моментальные выдержки в 1/1000 секунды.

Но, наряду с достоинствами, эти камеры не лишены, к сожалению, и существенных недостатков: они в два-три раза тяжелее и больше «универсальных» и, кроме того, с большинством из них употребляются пластинки и кассеты, смена которых требует много времени и внимания. Для зеркальных камер поэтому еще большее значение имеет применение адаптеров для плоских пленок в фильмпаках и для пленок на катушках. Затворы работают шумно и как все шторные затворы капризничают при низких и высоких температурах.

6. Малоформатные камеры, конструктивно разнообразные, имеют много общих черт и могут быть разделены на три группы:

1) с визирно-дальномерными устройствами и жестким сочленением тубуса объектива с корпусом камеры (ФЭД, Зоркий, Киев, Контакс);

2) с визирно-дальномерным устройством, но с мягким мехом, соединяющим объектив с корпусом аппарата;

3) зеркальные с жестким сочленением объектива и корпуса аппарата (Спорт).

В первом и третьем типе применяется сменная оптика, во втором объективы постоянные, несменяемые. Этот последний тип приближается по конструкции к обычным складным камерам для роликовых пленок и лишь немногим превосходит их своей портативностью вследетвие применения обыкновенной кинопленки. Первый и третий типы камер отличаются от всех других фотографических аппаратов следующими особенностями:

а) необычайная портативность: небольшие размеры и вес, исключительно удобная форма для съемки с рук;

б) большая емкость кассет, заряжающихся сразу на 36—50 снимков; камеры легко перезаряжаются кассетами на свету;

в) большой диапазон моментальных скоростей затворов в пределах от 1/20 сек. до 1/1000 сек. (ФЭД «в») или от 1/2 сек. до 1/1250 сек. (Киев);

г) сопряжение перевода кадров и завода затвора, автоматически исключающее повторные снимки на использованном кадре;

д) точное фокусирование по матовому стеклу и зеркалу или с помощью оптического дальномера, сопряженного с червячной оправой объектива;

е) автоматические счетчики кадров;

ж) шкалы глубины резкости на оправах объективов;

з) комплекты разнообразных сменных объективов со стандартными оправами для быстрого крепления их на камерах;

и) сопряжение дальномерных устройств для наводки на фокус объективов с разными фокусными расстояниями;

к) многочисленные дополнительные приспособления, позволяющие применять все эти камеры для самых разнообразных фотографических съемок: универсальные и боковые визиры для выбора и композиции кадров при съемках разными объективами и в разных условиях; насадочные линзы и тубусы для макросъемок на близких расстояниях; панорамные градуированные головки для панорамных съемок объективами с разными углами изображения; портативные карманные штативы и спусковые тросики для съемки с выдержкой; зеркально-визуальные приставки между тубусом объектива и корпусом камер визирно-дальномерного типа для производства съемок телеоптикой на больших расстояниях или для макросъемки на близких расстояниях обычными объективами; различные бленды для ограждения оптики от прямого попадания в нее света и для специальных случаев съемки.

К числу достоинств этих камер необходимо отнести еще следующие:

а) высокое положение камеры во время съемки (на уровне глаз человека);

б) возможность снимать, не вынимая камеру из футляра;

в) необычайная быстрота всех съемочных манипуляций;

г) быстрая смена оптики;

д) большая глубина резкости изображения при работе с короткофокусной оптикой;

е) относительная дешевизна и портативность негативного материала, позволяющая значительно увеличивать количество снимков;

ж) жесткое соединение объектива с камерой, позволяющее снимать на сильнейшем ветру.

Недостатки малоформатных камер:

а) миниатюрность негатива и связанная с этим неизбежность увеличения позитивов;

б) необходимость очень тщательной обработки и хранения негативов; при последующем увеличении увеличатся и мельчайшие дефекты негативов - зерно, царапины, пыль и т. п.;

в) необходимость одновременной обработки целой ленты с 36-ю или даже 50-ю различными снимками, требующая большой точности и «ровности» в определении выдержки при съемке;

г) камера, когда ее снабжают всеми необходимыми приспособлениями, хотя и становится «универсальной», но теряет свое основное достоинство—портативность;

д) резиново-матерчатый шторный затвор замерзает при низких температурах п высыхает при жаре. При работе в пустынях шторка затвора теряет эластичность и становится шершавой. Для устранения высыхания необходимо время от времени смазывать ее глицерином, а для изоляции камеры от мельчайшей минеральной пыли и резких колебаний температуры (в пустынных зонах) рекомендуется помещать ее в войлочный футлярчик, обклеенный плотно застегивающимся резиновым чехлом. При работе на морозе камеру надо носить во внутреннем кармане;

е) большинство миниатюрных камер после съемки всей ленты требуют обратной перемотки пленки в кассету, что дает лишние царапины.

ж) в некоторых камерах неудобна заправка пленки в узкую щель фильмового канала;

з) специальные недостатки миниатюрных зеркалок: 1) некоторое ограничение в употреблении короткофокусной оптики из-за мешающего ее установке зеркала, 2) слабая видимость изображений при фокусировании по матовому стеклу в плохих условиях освещения, 3) необходимость визирования и фокусирования с наклоном головы, т. е. с потерей высоты точки зрения, 4) несколько более значительные габарит и вес камер по сравнению с визирно-дально-мернымн аппаратами.

Проверка камер. Перед выездом в путешествие, необходимо проверить исправность аппарата и устранить неполадки; для этого выясняют:

а) не засвечивает ли мех (у дорожных и складных универсальных и зеркальных камер) или корпус (у малоформатных и ящичных зеркальных) пли, наконец, кассеты (у всех камер);

б) совпадают ли показания шкал наводки на фокус объективов с показаниями дальномеров, с резкостью изображения по матовому стеклу через зеркало (у зеркалок) и по матовому стеклу сзади камеры с фактической резкостью изображения на пластинках и пленках (вследствие «кассетной разности»);

в) совпадают ли фактические границы кадра на пластинках и пленках с границами кадров по видоискателям и по изображению на матовом стекле через зеркало (у зеркалок);

г) соответствуют ли выдержки обозначениям на затворе. Для проверки меха камеры на засветку вытягивают мех доотказа, через отверстие корпуса вводят в него маленькую электролампу и, закрыв чем-либо это отверстие, просматривают в темноте; обнаруженные отверстия заклеивают изнутри черной бумагой, кожей или черной тканью. Можно применять клей синдетикон или следующего состава: ацетона 10 куб. см, целлулоида 2 г, щавелевой кислоты 0,1 г. Для проверки малоформатных камер без меха в фильмовый канал в темноте укладывают пленку, закрыв камеру крышкой выносят на яркий свет и поворачивают ее всеми сторонами к солнцу; затем пленку проявляют и устанавливают место засвечивания. Так же проверяются и кассеты для пластинок и пленок.

























Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru