Дальномер - Дым



Дальномер - Дым

Составитель Григорий Лучанский

Д

ДАЛМАТИКА – род церемониальной рубахи.

ДАЛЬНОМЕР   прибор для измерения расстояний. Оптические дальномеры, имеющие наибольшее применение, разделяются на монокулярные и бинокулярные, или стереоскопические (см. Стереоскоп). Акустические Д., светодальномеры и радиодальномеры позволяют определять расстояние по времени прохождения между двумя данными точками соответствующих волн, считая известной скорость их распространения в атмосфере. Дальномеры применяются при геодезических работах, в навигации, военном деле.

ДВУУГОЛКА - широкополая шляпа с круглой невысокой тульей и полями, загнутыми спереди и сзади кверху, образуя анфас полукруг. Была распространена как форменный головной убор в XIX в.

ДЕМИСЕЗОННЫЙ:  демисезонное пальто – годный для носки весной и осенью.

ДЕНИМ /фр. Denim - из г. Нима/ - хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения белого и голубого цветов, которая вначале производилась во французском г. Ниме - римская саржа (serge de Nimes). В 1850 г. американский торговец Леви Страус использовал Д. цвета индиго для изготовления рабочих брюк (см. Джинсы) для золотоискателей. В начале XX в. из нее шили рабочую одежду, т. к. ткань была прочной, не мялась и легко стиралась. К 1940-м гг. вошли в моду платья, юбки, жакеты и брюки из Д. С 1970-х гг. Д. стали называть всю джинсовую одежду.

ДЕНЬ – 1. Светлая часть суток от восхода Солнца до его захода. Продолжительность Д. зависит от географической широты и времени года: наибольшая в Сев. полушарии – в день летнего солнцестояния (21–22 июня), наименьшая – в день зимнего солнцестояния (22–23 дек.); во время весеннего (20–21 апр.) и осеннего (23 сент.) равноденствий продолжительность дня и ночи равна. На полюсах Земли Д. длится около полугода; на экваторе – всегда 12 час. 2. Сутки, т. е. период времени, равный 24 часам.

ДЕРБИ /англ. derby/ - 1) шляпа, американское название котелка; 2) мужские, женские и мальчиковые полуботинки на шнурках, с декоративными строчками, выпускаемые с 1949 г. советской промышленностью, в частности - фабриками «Парижская Коммуна» и «Скороход». Автором модели были Емельянов и Косарев. То же, что Оксфорды.

ДЕФЛЕКТОР – прибор для измерения горизонтальной и вертикальной составляющих магнитных нолей на судне, действующих на компас. Применяется при уничтожении девиации судового магнитного компаса по методу компенсации измеренных магнитных сил. Д. изобретен русским ученым И. П. Колонгом в 1880. Д. устанавливается в центре крышки компаса на пеленгаторе. Состоит из вертикальной линейки, градуированной в особых «дефлекторных» единицах, по к-рой передвигается горизонтальный эталонированный «большой» магнит. В основание Д. вставлен перпендикулярно большому магниту «малый» горизонтальный магнит. Отсчет производится по шкале Д. в момент потери картушкой компаса своей направляющей силы под действием большого магнита.

ДЖЕМПЕР /англ. jumper/ - верхняя нераспашная одежда из трикотажа или трикотажного полотна. Длина варьируется от линии талии до середины бедра и ниже. Рукав может быть любой длины. Некоторые варианты имеют собственное название - свитер, пуловер, поло и др. В русской терминологии Д. называется и футболка.

ДЖИНСОВЫЙ СТИЛЬ - стиль, эксплуатирующий формы, детали, виды отделки и прочие элементы исторически сложившихся предметов одежды из денима (собственно джинсы, куртка, комбинезон, платье, юбка, др.). К таким элементам, например, относятся: двойная отстрочка швов контрастным цветом, заклепки, болты в качестве застежки, особый крой. Сюда же относятся, разумеется, и сами имитируемые предметы одежды. Перекликается с ковбойским стилем.

ДЖИНСЫ /англ. jeans/ - пятикарманные мужские или женские брюки из плотной хлопчатобумажной ткани, традиционно окрашенной индиго (дающим на хлопке глубокий бархатистый цвет), а также иными красителями в голубой, черный и др. цвета.

Когда 24-летний еврейский эмигрант из Баварии основал в Сан-Франциско (штат Калифорния, США) мастерскую по пошиву штанов для горняков и золотоискателей, никто не мог предположить, что полтора века спустя его детище станет настолько популярным. Первые джинсы Леви Страусе соорудил в 1853 г. Они напоминали комбинезон и были скроены из коричневой ткани, предназначенной для палаток и тентов. В те времена ткань для этих легендарных штанов отправлялась из Итальянского порта Генуя, и на тюках ставили штамп места отправления «Genes». Американцы (получатели) читали штамп на свой манер - «Джине». Однако свое нынешнее название джинсы получили лишь в нашем веке, в 30-х гг., а до тех пор их называли «комбинезон без верха». Когда у Страусса кончились запасы палаточного брезента, он закупил плотную синюю саржу в Ниме (Франция). Отсюда пошло название ткани деним - denim (de Nimes - из Нима). Однако обнаружилась одна проблема: под тяжестью самородков, добытых золотоискателями, через некоторое время рвались карманы. В 1870 г. выход из положения нашел компаньон основателя фирмы - портной из Невады Якоб Девис, который придумал укреплять карманы джинсов заклепками для крепления конской сбруи. Оригинальная идея настолько понравилась публике, что Девис предложил использовать заклепки на всех изготавливаемых ими джинсах. Именно так в 1873 г. на свет появились «Оригинальные Проклепанные Джинсы Ливайс». Прочные, комфортные и практичные штаны быстро полюбились лесорубам, фермерам и ковбоям.

Первоначально заклепки ставились и на задние карманы и на ширинку. Однако паховая клепка оказалась не лучшей идеей для вольной ковбойской жизни, но ее решительно убрали только в 1941 г. - по личному распоряжению тогдашнего президента компании Уолтера Хааса: как-то, сидя у костра, он обжегся раскалившейся заклепкой. С задних карманов заклепки тоже были убраны, поскольку царапали седла и стулья. Во время Второй мировой войны джинсы стали чуть ли не военной формой в США - они продавались только тем, кто участвовал в военных действиях. Но это ничуть не смутило хиппи, и несколько лет спустя джинсы стали их настоящей униформой.

Через океан джинсы переправились лишь в конце 50-х, отпраздновав свое столетие. А что бы стать неотъемлемой частью Высокой моды, джинсам понадобилось еще 20 лет - в 70-х гг. дизайнеры с мировым именем начали производить джинсовую одежду под собственными именами. Появились новые технологии: джинсы шлифовали, мочили в кислоте, отбеливали и даже расстреливали из дробовика, чтобы получились особенные дырочки. Но настоящий джинсовый бум начался в мире с появлением новых, нетрадиционных цветов и оттенков - прежде всего черного. Это стало возможным благодаря появлению теперь уже знаменитых технологий «овердай» и «стоунуош», придуманных японцами в восьмидесятых годах. «Овердай» /англ. Overdye -дополнительная окраска/ - процесс получения более насыщенного цвета или необычных цветовых эффектов. Основан на дополнительной прокраске ниток, материи или готовых джинсов. Основной признак - изнаночная сторона имеет практически такой же цвет, что и лицевая сторона. «Стоунуош» - /англ. stonewash - варка в камешках/. Обработка джинсовой материи, основанная на стирке с мелкими камешками для придания потертого вида. Современная технология может обойтись без камешков, достигая того же эффекта другими способами.

Появившись в середине XIX в., как спецодежда ковбоев и золотоискателей, к сегодняшнему дню удобные и практичные джинсы завоевали весь мир.

ДЕШИФРИРОВАНИЕ  АЭРОСНИМКОВ  (от франц. dechiffrer – разбирать письмена) – метод исследования территории по аэрофотографическому ее изображению, основанный на наличии закономерных зависимостей между свойствами объектов местности и характером их воспроизведения на аэроснимках. Заключается в обнаружении и распознавании объектов, определении их качеств, и количеств, характеристик и отображении условными знаками. Важнейшая особенность Д. а. – комплексный подход к решению задачи исследования. По назначению Д. а. разделяется на общегеографическое и специализированное (геологическое, сельскохозяйственное, лесное, инженерное и др.).

ДЖЕМПЕР  вязаная кофта без воротника и застежек или вязаный жилет.

ДИЗЕЛЬ  название двигателя внутреннего сгорания.

ДИНАМО и ДИНАМО-МАШИНА   устарелое название машины, служащей для выработки электрического тока.

ДИСКОМФОРТ – отсутствие комфорта (удобств, психологической стабильности и т. п.). Д. возникает, напр., при плохой организации рабочего места, нарушении норм освещенности, при наличии шума и по др. причинам.

ДОЖДЕВИК  пальто из непромокаемой ткани.

ДОЖДЕМЕР  прибор для измерения атмосферных осадков; в несколько измененном варианте называется осадкомером. Состоит из дождемерного ведра, в которое попадает вода осадков, и дождемерного стакана, в который сливается вода осадков из ведра для измерения собранного количества осадков. Градуированный стакан показывает толщину слоя выпавших осадков в миллиметрах. Ведро устанавливается на вертикальном столбе и защищается со всех сторон для уменьшения выдувания снега.

ДОЖДЬ  жидкие осадки, выпадающие из облаков в виде капель диаметром 0,5 мм и больше. Различают обложной дождь из слоисто-дождевых облаков (главным образом  фронтальных) и ливневый дождь из кучево-дождевых облаков. От дождя следует отличать морось. Образование Д.: Воздух, поднимаясь, расширяется и охлаждается; находящийся в нем водяной пар, достигнув состояния насыщения, конденсируется на огромном количестве гигроскопич. ядер конденсации, обычно находящихся в атмосфере, и образует мельчайшие капли воды. Однако, для того чтобы капля могла дойти от уровня конденсации до земной поверхности и не испариться, она должна иметь достаточно большие размеры. Радиус капель Д. колеблется от 0,05 до 7 мм. Очень крупные капли радиусом более 2 мм, а также очень мелкие – до 0,25 мм – встречаются редко. В спокойном воздухе скорость падения наиболее часто встречающихся капель почти одинакова и составляет 4–5 м/сек. С увеличением размеров капли скорость ее падения возрастает до 8 м/сек, и далее остается постоянной или даже несколько убывает. Под действием сопротивления воздуха падающая крупная капля сначала сплющивается, а затем разрушается, разделяясь на более мелкие. Капли Д. образуются слиянием мельчайших капелек, возникших в процессе конденсации. Однако этим путем может образоваться Д., выпадающий из капельных облаков, интенсивность к-рого (количество Д., измеренное в миллиметрах и вычисленное в предположении, что Д. шел целый час) не превышает 1–2 мм/час. Более интенсивные Д. выпадают из облаков, состоящих из переохлажденных капель и ледяных кристаллов. Упругость насыщения пара по отношению ко льду меньше, чем по отношению к воде при той же температуре; поэтому облако, даже не насыщенное водяным паром по отношению к капелькам воды, будет пересыщено по отношению к кристаллам. Это вызывает рост кристаллов и испарение капель. Рост кристаллов продолжается до тех пор, пока они не выпадут из облаков. В летнее время они тают, проходя через теплые слои воздуха, и выпадают на землю в виде крупных капель Д.

Мощные восходящие токи воздуха, вызывающие Д., поднимают в высокие слои атмосферы различные органич. и неорганич. примеси, к-рые могут придавать Д. ту или иную окраску (белую, красную, коричневую). Этим объясняются наблюдаемые иногда «молочные» и «кровавые» Д.

Интенсивность Д. колеблется от 0,25 мм/час (моросящий Д.) до 100 мм/час (ливень). Днем выпадает Д. больше, чем ночью. Количество выпадающего Д., его интенсивность и время выпадения играют огромную роль в хозяйственной жизни. Поэтому весьма важной проблемой является искусственное вызывание Д. Опыты, проведенные в последние годы, показали, что искусственное вызывание Д. возможно при помощи воздействия на облака веществами, способствующими укрупнению капель.

ДОЛГОТА ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ  одна из координат географических, определяющих положение какой-либо точки на земной поверхности.

ДОЛГОТА ДНЯ  промежуток времени между восходом Солнца и его заходом, в течение которого Солнце бывает над горизонтом. Д. д. зависит от географической широты места и от склонения Солнца, меняющегося в течение года. На экваторе она постоянна и равна 12 ч. (без учета рефракции, несколько поднимающей Солнце над горизонтом и таким образом увеличивающей Д. д.). В Сев. полушарии Д. д. больше 12 ч. при положительном склонении Солнца (т. е. весной и летом) и меньше 12 ч. при отрицательном склонении Солнца (осенью и зимой). В дни равноденствий всюду, кроме полюсов Земли, она равна 12 ч. Наибольшая Д. д. в Сев. полушарии бывает в день летнего солнцестояния, наименьшая – в день зимнего солнцестояния. В обиходе под Д. д. часто подразумевают долготу светлого времени дня, включающую утренние и вечерние гражданские сумерки.

ДОЛИННО-БАЛОЧНЫЙ РЕЛЬЕФ – волнисто-холмистый рельеф из ветвящихся гряд с мягкими округлыми профилями вершинных частей, возникающий обычно на глинистых малопроницаемых породах, слагающих равнинные территории (напр., сыртовая область Заволжья). Характеризуется сочетанием долин рек с широкими пологими задернованными склонами и густоразветвленной системой балок, не имеющей постоянных водотоков.

ДОХА /калм. daxa/ - шуба мехом внутрь или наружу. Традиционная одежда монгольских народов, у русских известна с XIX в. Обычно не имела пуговиц, подпоясывалась куша ком. В XX в. Д. носят в Сибири и на Дальнем Востоке.

ДРАГА (от англ.  Drag, букв. – тащить) – 1. Прибор для взятия проб грунта и сбора донных организмов. Состоит из металлических рамы, снабженной ножами для срезания грунта и мешком дл. 70 – 100 см. Погружается с борта судна на тросе и буксируется по дну. 2. Плавучее землечерпательное сооружение, применяемое в горном деле для разработки россыпных месторождений золота, платины и др.

ДРЕЙФ ЛЬДОВ в море –  движение льда, вызываемое ветрами и течениями. В арктических морях Д. л. в своем движении отклоняется вправо от направления действующего ветра, подчиняясь отклоняющей силе вращения Земли, в антарктической – влево. Поэтому северные и западные ветры обычно нагоняют лед к берегам, затрудняя плавание по трассе Сев. мор. пути, а южные и восточные – отгоняют. Дрейфующий лед различают по форме – ледяные поля и их обломки, битый лед, ледяная каша.

ДУБЛЕНКА - шуба или куртка из дубленых овчин, мехом внутрь, кожей наружу, без последующего покрытия лицевой стороны тканью.

«ДУДОЧКИ» - очень узкие прямые брюки, пользовавшиеся популярностью в среде стиляг в конце 50-х - 60-е гг.

ДУТАЯ КУРТКА, ДУТОЕ ПАЛЬТО /разг./ -пуховик или имитирующая его верхняя одежда на синтепоновой прокладке. Появились в конце 70-х - начале 80-х гг.

ДУШЕГРЕЙКА – женская теплая кофта без рукавов.

ДЮНЫ (нем., ед. ч. Düne) – песчаные холмы, нанесенные ветром. Образуются на поверхности, покрытой незакрепленными растительностью массами песка (пустыни, побережья морей, рек, озер). Наветренные склоны Д. пологи (8°–20°), подветренные более круты (30°–40°), высота от 10 до 30 м, иногда достигает 100 м и более. Могут перемещаться в направлении господствующего ветра со скоростью нескольких метров в год. В иностранной литературе Д. называются все песчаные скопления, образующиеся независимо от климатических условий. В России Д. называют только внепустынные скопления песков, с выпуклыми крутыми откосами и быстро зарастающими и потому оттянутыми назад «хвостами».

ДЫМ аэрозоль, образуемый продуктами неполного сгорания веществ (материалов). Д. пожаров различается по внешнему виду, составу, свойствам. Цвет может меняться от белого до черного. При горении некоторых веществ образуются цветные Д., что используется для идентификации горящего материала. Д. может содержать углерод, оксид и диоксид углерода, пары воды, окислы азота, цианистый водород и т. п. При горении 1 см3 древесины в Д. содержится около 3 107 частиц углерода Ø l0-4–10-6 см. Под влиянием трения они приобретают заряд статического электричества, что не позволяет одноименно заряженным частицам слипаться. Благодаря высокой адсорбционной способности частицы содержат 5 % твердого вещества и 95 % адсорбированных газов. При неполном сгорании топлива в печах домов, топках теплогенерирующих аппаратов и т. п. удаляемый по дымовым каналам Д теряет часть содержащихся в нем твердых частиц, которые осаждаются на стенках труб в виде сажи.

Д. является одним из опасных факторов пожара и, обладая токсичностью, нередко приводит к гибели людей и животных. Степень опасности Д. характеризуется показателем токсичности продуктов горения полимерных материалов. Высокая коррозионная активность Д. выводит из строя радиоэлектронную аппаратуру для восприятия Д. как признака пожара служат автоматические дымовые пожарные извещатели, на базе которых действуют установки пожарной сигнализации, осуществляющие обнаружение пожара с выдачей соответствующих сигналов и команд, в т. ч.. по оповещению и управлению эвакуацией людей при пожаре Целям безопасной эвакуации служит система противодымной защиты здания (сооружения). Для улучшения видимости в сильно задымленной воздушной среде прибегают к осаждению Д. тонкораспыленной водой.




Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru