Какими должны быть походные кухни

Эволюция средств обогрева и приготовления пищи. Исторический обзор




Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник:  А. Шилобреев, инженер-полковник.  Какими должны быть походные кухни. «Тыл и снабжение Советских Вооруженных Сил» №9, 1957 г.

 

            В разное время на снабжение воинских частей и подразделений нашей армии принимались походные кухни различных образцов. В зависимости от того, для обслуживания каких подразделений эти кухни предназначались, они отличаются по конструкции и по емкости пищеварных котлов (от 75 до 250 л).

            С развитием техники менялись и материалы, из которых изготовляли котлы — основную часть всякой походной кухни. Есть котлы из обычного чугуна или с эмалевым покрытием, из нержавеющей стали, из алюминиевых и других сплавов. Формы котлов весьма различны, размеры горловин, а следовательно, и крышек также неодинаковы. Диаметр посадки в очаг определен для каждого образца отдельно и ни один из них не совпадает с другим.

            До Великой Отечественной войны в основном были однокотельные кухни на конной тяге (артиллерийские, пехотно-артиллерийские) с овальными котлами, которые экономичны при сжигании топлива, но сложны в производстве и эксплуатации. С ростом механизации частей в Советской Армии отказались от конной тяги. Была создана трехкотельная кухня на одноосном автомобильном прицепе. Эта кухня имела ряд удобств для приготовления пищи, но оказалась громоздкой, тяжелой на ходу и не получила широкого распространения.

В Великую Отечественную войну и после нее основным образцом стала походная двухкотельная кухня, смонтированная на одноосном автомобильном прицепе. Однако и сейчас еще в использовании находятся и однокотельные очажные кухни. Имея двухкотельную кухню, можно приготовить одновременно первое и второе горячие блюда, а для чая или получения горячей воды на другие нужды придается еще кипятильник. обеспечение войск двухкотельными кухнями и кипятильниками значительно повысило качество обслуживания личного состава в полевых условиях.

Каждый из имеющихся в войсках типов походной кухни имеет свои положительные качества, и оценивать их необходимо в зависимости от того, для обслуживания каких подразделений та или иная кухня предназначена. Надо принять во внимание условия эксплуатации, способы передвижения и численность обслуживаемого личного состава.

Вместе с тем следует признать, что с ростом технической оснащенности воинских частей и подразделений, а также в связи с особенностями ведения современных боевых действий повышаются требовании к конструкции походных кухонь.

На что же прежде всего следует обратить внимание при оценке полевых кухонь? Основная деталь в кухне пищеварный котел. Как уже было сказано, сейчас имеются котлы различной емкости, с неодинаковыми горловинами и диаметрами посадки в очаг. Это доставляет немало неудобств при работе. Замена одного котла другим в стационарных мастерских является весьма трудоемкой работой, а порою нелегко найти даже подходящую по размеру крышку.

Разнообразие котлов и крышек усложняет их производство и изготовление очагов, ведет к удорожанию агрегатов и затрудняет организацию снабжения. Нам кажется целесообразным сократить количество образцов котлов и установить для котлов различной емкости одинаковые размеры горловин, крышек, диаметров посадки в очаг. Тогда при необходимости можно ставить в очаг котлы емкостью 75, 125 и 170 л, с учетом того, для кого предназначается кухня. Взаимозаменяемость котлов намного удешевит и ускорит ремонт, его можно будет быстро выполнять в полевых условиях.

Очень важно найти также такую форму котла и так смонтировать крышку, чтобы можно было удобно и быстро осмотреть внутренность котла, очистить его от остатков пищи, промыть или произвести любую другую обработку.

На предприятиях общественного питания, в стационарных кухнях воинских частей широко применяются пищеварные котлы из нержавеющей стали или различных сплавов, в первую очередь алюминия. Еще в годы Великой Отечественной войны котлы походных кухонь делали из нержавеющей стали, и они оказались по ряду показателей гораздо удобнее, чем чугунные. Такие котлы более долговечны в эксплуатации; полученную пробоину можно заделать, а у чугунных это неосуществимо.

Котлы из стали имеют еще одно важное преимущество: они почти вдвое легче чугунных. Это позволяет перевозить походную кухню не только на специальном прицепе, но и в кузове автомобиля. Если же такую кухню поставить на землю, то поварам будет удобнее работать, так как не надо забираться на подножки.

За счет уменьшения веса котлов можно дополнительно смонтировать небольшую плиту для пассерования овощей или даже для приготовления небольшого количества отдельных вторых блюд. Если делать котлы из стали, то без увеличения веса, на который рассчитан применяемый сейчас прицеп, на двухкотельной кухне можно сделать надежный кожух. В походном положении он предохранит пищу от попадания пыли и грязи, а при расположении в поле его можно использовать как укрытие для рабочего места повара.

Таким образом, облегчение веса котлов и усовершенствование конструкции кухни позволят устранить многие недостатки.

Одним из важнейших показателей походной кухни, как и всякой походной установки, является ее маневренность, способность передвигаться вместе с подразделением в любых условиях. Это тем более важно, что современным боевым действиям присущи скоротечность и возросшие темпы продвижения войск. Автомобильные прицепы, сконструированные 10—15 лет назад, вряд ли будут пригодны в будущем, так как с ростом скоростей и повышением проходимости боевых и транспортных машин эти прицепы могут стать тормозом и помехой для войск. Опыт организации питания войск на тактических учениях и полевых выходах подсказывает необходимость повысить маневренность и проходимость прицепов, на которых смонтированы походные кухни.

Многие офицеры служб тыла предлагают монтировать кухни на автомобилях с повышенной проходимостью. Такой вариант на первый взгляд имеет некоторые преимущества. Но, по нашему мнению, в нем есть серьезный недостаток. Ведь тогда автомобиль уже нельзя использовать для подвоза продовольствия или цистерны с водой. Кроме того, в боевой обстановке из-за поломки автомобиля нельзя будет подвезти кухню; придется ждать, когда его отремонтируют или подадут новую кухню.

Более рационально, на наш взгляд, создать облегченную съемную кухню, которую на время движения можно ставить в кузов автомобиля, а по прибытии на место устанавливать на земле или в соответственно оборудованном укрытии. Значительное облегчение веса котлов позволит решить вопрос о разработке такого вида съемной походной кухни.

Немало времени отнимает у обслуживающего персонала заготовка дров для кухонь, а в кузове автомобиля для них требуется много места. Поэтому заслуживает внимания предложение из войск о том, чтобы топки походных кухонь были приспособлены для сжигания жидкого топлива. Это особенно важно для безлесных районов.

Начальники продовольственного снабжения ряда воинских частей считают, что надо подумать о более рациональном размещении термосов, которые придаются походным кухням. Крепление их на прицепе утяжеляет вес установки, делает ее громоздкой. Это неудобно и по санитарно-гигиеническим соображениям, так как в ненастную погоду или при движении по сырым дорогам термосы сильно загрязняются. Это замечание, нам кажемся, надо учесть. Возможно, что вместе с кипятильником в кузове автомобили следует поместить и термосы.



Назад в раздел


Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru