Печки для палаток

Эволюция средств обогрева и приготовления пищи. Исторический обзор




Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Харин С.Я. Азбука лыжного туризма. Н. Тагил, 2005 г.  

 

Палаточные печки. За десятилетия лыжных путешествии туристы изобрели сотни различных конструкций походных печек: от десятикилограммовых стальных до изящных титановых весом в один-два килограмма. Многообразие вариантов палаточных печек можно объединить в следующие группы: напольные на ножках и подвесные, неразборные и складные, цилиндрические и прямоугольные, нагревательные и универсальные для обогрева и приготовления пиши, с закладкой дров сбоку и сверху, переносимые в рюкзаке и печки-волокуши. Выбор определенной конструкции обычно зависит не только от конкретных условий лыжного маршрута, но и от имеющихся в распоряжении материалов и производственной базы.

Для начинающих туристов целесообразнее использовать неразборные напольные прямоугольные печки, постоянно готовые к работе. Не следует применять различные универсальные агрегаты, которые вносят лишние сложности в быт туристов. Такие печки для обогрева палатки и приготовления пищи выгодно брать в комбинированные маршруты, когда туристская группа периодически ночует выше границы леса, и каждый раз запасает для ночлега дрова. В простых походах пищу всегда без лишних хлопот можно приготовить на костре.

Простейшую туристскую печку клепают или сваривают из нержавеющей стали толщиной 0,2—0,3 мм или из титана и обычной стали толщиной 0,3—0,4 мм. Объем печки для палатки, где размещаются 8—10 человек, должен быть не менее 15—20 литров. Наиболее удобна для транспортировки в рюкзаке печь шириной 250 мм, высотой 200 мм и длиной 400 (рис. 40). Внутри нее под дымовым отверстием крепят лист-искрогаситель. Выходное отверстие под дымовую трубу должно быть не менее 80 мм, иначе печка будет плохо гореть и дымить, а при топке смоляными дровами почти все сечение трубы перекроется нарастающим куржаком из сажи. Для того, чтобы выходной патрубок не выставлялся и не создавал неудобств при транспортировке, его крепят к корпусу печки с помощью байонетного соединения или делают задвижным.

Под дверцей располагается заслонка-поддувало для регулировки притока воздуха и интенсивности горения дров. Для этой же цели в выходном патрубке можно установить вращающуюся заслонку. Ножки для печки делают раздвижными на шарнирах или съемные из проволоки или трубок диаметром 4—6 мм. Печка устанавливается на металлической туристской лопате или на деревянных палках. Как показал многолетний опыт, колосник для туристской печки не нужен. Он работает только вначале, а затем забивается пеплом и углями. У неразъемной печки один недостаток — ввиду большого объема она занимает много места в рюкзаке. Избавиться от этого недостатка можно, изготовив складную печку, конструкции С. Горшкова (рис. 41), у которой листы кожуха соединены между собой аккуратно сделанными, плотными шарнирами. Боковые стенки состоят из двух соединенных шарнирами частей и убираются при складывании корпуса внутрь. Корытообразные торцы печки изготавливают отдельно от кожуха или могут тоже крепиться к нему с помощью шарниров. Для приведения печки в рабочее состояние торцы печки вставляют в расправленный кожух и фиксируют П-образными ножками, штыри которых продеваются снизу в совпадающие отверстия кожуха и торцов. Для жесткости установки печки расстояние между отверстиями для ножек снизу делается на 10 мм больше, чем сверху. Все остальные конструктивные элементы складной печки такие же, как у обычной.

Искрогасители. В простой печке с прямоточной трубой вместе с дымом вы носятся наружу мелкие раскаленные докрасна угольки. Особенно их много при использовании пихтовых дров. Вылетающие из трубы искры падают вниз и, не успевая остыть, прожигают ткань палатки. Причем одинаково хорошо прожигаются и брезент, и капрон. Крыша палатки — самого трудоемкого и дорогого снаряжения туристской группы — за одну ночь может превратиться в «звездное небо».

Самый примитивный способ борьбы с печными искрами у группы, не располагающей необходимым снаряжением, — предохранение крыши палатки полиэтиленовым тентом. Более совершенный метод — использование искрогасителя, суть работы которого заключается в изменении направления движения дымового потока. При этом раскаленные частицы ударяются о препятствие и, потеряв энергию движения, падают вниз.

 


Рис. 40. Туристская печка:

а — крепление ножек; б — конструкция заслонки-поддувала; в — байонетное соединение; г — задвижной патрубок с заслонкой 


Рис. 41. Складная туристская печка:

а — печка в сложенном виде; б — выходной патрубок; в — соединение торцов с кожухом; г — отверстия в кожухе

Рис. 42. Искрогасители для туристских печек:

а — с перегородкой; б — с лабиринтом; в — с воронкой-отражателем



Рис. 43. Трубы для туристских печек:

а — из длинного листа с фиксирующими кольцами; б — из отдельных колен





Назад в раздел


Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru