Вагонный бачок-кипятильник.

Эволюция средств обогрева и приготовления пищи. Исторический обзор




Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Б. Раев, майор. Вагонный бачок-кипятильник. «Тыл и снабжение Советской армии», №7—12, 1954 г.  


 

Для снабжения питьевой водой и кипятком личного состава подразделений и частей, перевозимых в воинских эшелонах, а также команд, сопровождающих грузы, необходимо иметь в вагонах соответствующую посуду.

По нашему мнению, в каждом вагоне, выделенном для перевозки людей, должен быть специальный бачок для доставки, кипячения и подогревания воды. Нами сконструирован и опробован такой бачок-кипятильник. Простой и дешевый в изготовлении, он весьма удобен в эксплуатации. Если в вагоне есть такой бачок, военнослужащие всегда будут иметь достаточный запас кипяченой воды, кипятка для чая и для заварки концентратов.

Бачок-кипятильник (см. рисунок) изготавливаемся из оцинкованного железа или других более дешевых металлов. Емкость бачка — два недра (24 л) — достаточна для удовлетворения потребности личного состава, размешенного в вагоне. На изготовление одного бачка-кипятильника нужно три четверти листа кровельного оцинкованного железа, один носовой 1/2-дюймовый кран и 100 г материала для пайки швов. Если изготовление бачков организовать в большом количестве путем штампования с запрессовкой швов, паяльный материал не потребуется.

Стоимость изготовления одного бачка-кипятильника ручным способом с учетом материала составляет 55 рублей. При массовом производстве он обойдется в несколько раз дешевле.

Вагонный бачок-кипятильник изготовлен с учетом конструкции и размеров вагонной печи. Высота его — 275 мм, диаметр по дну — 300 мм, наливное отверстие с плотно закрывающейся крышкой — 290х100 мм, вес (без воды) — 4 кг. Для прочности бачка в верхней и нижней части его, на расстоянии 50 мм от края, провальцовано по три пояска. По дну сделано овальное углубление для более удобной установки бачка на вагонную печь. Для переноски и крепления бачка (во избежание сдвигов и опрокидывания от резких толчков) к верхней части его прикреплены на глухих петлях железные ручки. Крепление производится двумя концами мягкой проволоки, которой соединяют ручки вагонной печи и бачка. Можно сделать и специальное крепление — натяжные металлические защелки. Вагонная печь при этом дополнительного крепления не требует.

Испытанием установлено, что при нормальном горении печи вода закипала за 1 час 25 мин. При длительном же движении вагона, когда создается хорошая тяга в печи и труба накаляется, вода закипает через 40—50 минут.

Для установки бачка в людском вагоне особых устройств не требуется, сам он достаточно устойчив, днем его можно поместить на нижней наре у закрытой двери вагона, а ночью — на полу под нарами. При движении поезда вода из бачка не выплескивается, так как наливное отверстие плотно закрывается крышкой.

Нам кажется, что описанный вагонный бачок-кипятильник нужно включить в комплект воинского съемного оборудования взамен одного из противопожарных ведер.



Назад в раздел


Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru