Жидкий горючий газ — хороший вид топлива

Эволюция средств обогрева и приготовления пищи. Исторический обзор




Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник:  Д. Буркеев, майор.  Жидкий горючий газ — хороший вид топлива. «Тыл и снабжение Советских Вооруженных Сил» №10-12, 1961 г.

 

В армии и на флоте имеются различные походные станции, лаборатории и мастерские, оснащенные дорогостоящим радиолокационным, вычислительным, контрольно-измерительным и другим оборудованием. В зимнее время все эти установки отапливают, используя, как правило, твердое топливо — дрова, уголь, торф. Твердое топливо применяют также для приготовления пищи и выпечки хлеба. Однако, чтобы доставить его в районы тактических занятий, нужно большое количество транспортных средств. Заготовка же и разделка дров на месте требует много сил и времени. Более удобным видом топлива является газ и главным образом жидкий. Его требуется значительно меньше и доставлять легче. Он дешевле других видов топлива. Например, стоимость природного газа (в пересчете на условное топливо) в три раза ниже нефти и в восемь раз ниже каменного угля.

Учитывая высокую экономичность жидкого газа и наличие многочисленного оборудования для его перевозки и хранения, которое выпускает отечественная промышленность, в настоящее время следует поставить вопрос о принятии на снабжение войск жидкого газа в качестве основного топлива. В нашем гарнизоне, например, уже сделаны первые шаги по применению жидкого газа для приготовления пищи. Так, еще в 1958 г. офицером Хрисанфовым создана газовая походная кухня для приготовления пищи офицерскому составу на полевых выездах. Для этого на платформе двухосного автоприцепа были установлены две газовые плиты ПБ-4 и двухкотельная походная кухня, снятая с автошасси. К борту прицепа прикреплены три газовых баллона.

В текущем году у нас переведена на отопление жидким газом походная кухня КП-2-48 (рис. 1). Вместо ящика с запасным инструментом и приспособлениями установлен специально изготовленный металлический ящик с двумя отделениями, куда поставлены два газовых баллона. Ящик сконструирован так, что он обеспечивает амортизацию баллонов. Дверки топок сняты и вместо них укреплены усиленные листы толщиной 8 мм, к которым монтируются многоструйные инжекторные горелки, ГБС-1,5, соединенные с баллоном через редуктор резиновым рукавом в металлической оплетке.

Оба варианта кухонь успешно применялись на войсковых учениях и показали высокие эксплуатационные качества. Опыт подтвердил также, что походную кухню, созданную по проекту тов. Хрисанфова, можно рекомендовать для приготовления пищи на полевых аэродромах и в госпиталях. Автомашину же, буксирующую походную кухню КП-2-48, следует оборудовать; как походный цех обработки продуктов. В закрытом кузове целесообразно иметь двухконфорочную газовую плиту.


Рис. 1. Походная кухня, переоборудованная для сжигания жидкого газа.

Рис. 2. Газовоздушная инжекторная горелка: 1 — газовое сопло; 2 — диск для регулирования поступления воздуха; 3 — инжектор; 4 — горло; 5 — диффузор, 6 — горелочные отверстия; 7 — коллектор.

 



Назад в раздел


Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru