Печи туристов

Эволюция средств обогрева и приготовления пищи. Исторический обзор




Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник:  Булашев А.Я. Краткая энциклопедия ТТТ (Техническое творчество туристов). Харьков, Олейникова Ю.В., 2006 г.


Коптильня

Эту универсальную самоделку можно приименять для горячего копчения рыбы и дичи, в лодке вместо чер­пачка, а в холодное время использовать как печку для палатки, наложив в нее горячий песок, золу, угли и из костра и закрыв наглухо крышкой. Тепло сохраняется в течение нескольких часов.


Рыбу и мясо коптят следующим образом: надо взять свежую рыбу, выпотрошить, вымыть и натереть солью внутри и снаружи. Втирать соль против чешуи. Через 1,5-2 часа рыбу положить на противень и вставить в коптильню. Под противень кладут можжевельник, закрывают коптильню крышкой и вешают над костром. Коптильня над костром находится в течение 20-30 минут.

Копчение дичи производится аналогичным способом, только время копчения увеличивается в 2-3 раза.

Коптильня представляет собой цилиндр с днищем из листового железа. Внутри коптильни приклепываются или привариваются два угольника, на которые ставится противень. В крышке имеется отверстие, величина которого регулируется заглушкой.

Размеры коптильни; диаметр 300 мм, длина 450 мм. В зависимости от условий применения размеры коптильни можно изменять.

 

Коптильня из ведра


Из обычного ведра можно сделать коптильню и закоптить на костре несколько килограммов рыбы или мяса.

Рыбу надо выпотрошить, натереть солью, провялить на воздухе минут 30 и положить на сетки коптильни; напилить короткие чурки из ольхи или наломать веток можжевельника и уложить их на дно ведра, опустить сетки с рыбой или мясом в ведро, закрыть его крышкой и повесить над костром.

Копчение рыбы длится минут 40, мяса - около часа. Чурки за это время превращаются в уголь, рыба окрашивается в золотистый цвет.

Ободки сеток делаются из проволоки диаметром 3 мм по размеру конуса ведра. Изготовленные ободки сеток переплетаются мягкой миллиметровой проволокой. Нижняя сетка должна держаться примерно на уровне трети высоты ведра, а верхняя сетка - на уровне двух третей.

Крышка вырезается из обычного железа так, чтобы плотно входила внутрь ведра. 

 

Коптильня походная


Походная коптильня напоминает спичечную коробку, увеличенную в 5-6 раз (рис.). Изготовляется она из черной жести» на дне ящика делается решетка на ножках из нержавеющей проволоки. В нее насыпается слой опилок. В футляр ящика помещают баночку с солью и спиртовку пли таблетку сухого спирта. Коптить можно любую рыбу, которая поместится в коптильне. Хорошо идут окунь (150-200 граммов), крупные ерши и другая рыба. Пойманную рыбу потрошат и моют, голову можно отрезать; затем рыбу помещают в крепкий раствор соли часа на 2-3. После этого тушки кладут на решетку коптильни, дно которой посыпано сухими опилками (лучше из ольхи). Горелка подогревает опилки, и они «сгорают», выделяя много дыма. Время копчения 10 минут. 

 

Очаг полевой


Конструкция таганка рассчитана на приготовление пищи в эмалированных ведрах туристами и группами жителей, выполняющих работы в поле. Таганок очень прост в изготовлении и состоит из трех ножек (1), приклепанных к ободку (2). В походном положении таганок вставляется в ведро ободком вниз. Во время приготовления пищи желательно, чтобы дужка ведра была в вертикальном положении: она не будет накаляться, и не сгорит ее деревянная рукоятка. С этой целью необходимо сделать передвигающийся цилиндр (3) из листового железа. Будучи опущенным вниз, он держит дужку над ведром.

 

 Печка с паяльными лампами 


Размеры печки определялись величиной кастрюль, а также стремлением использовать ее в качестве тары для перевозки паяльных ламп. Печка имела убирающиеся ножки из металлических стержней диаметром 5 мм, которыми ставилась на дюралевый лист в специально пробитые гнезда.

Для приготовления пищи обычно обходятся одной паяльной лампой. Однако вторую брать необходимо как резервную на случай выхода из строя первой.

При движении по тундре необходимо использовать всякую растительность, которую можно подкладывать в печку. Это позволяет расходовать меньше 1 л бензина в сутки. Кроме того, после сгорания в печке остаются угли, и пища после выключения лампы не так быстро остывает на морозе.

При  путешествии по Заполярью в конце мая - начале июня при наличии надувных матрасов и спальных мешков можно обойтись и без печки для отопления палатки. Но для страховки на случай длительной непогоды можно взять печку, которая рекомендуется как проверенная в настоящем зимнем походе.

Печка для отопления палатки. Эта печка изготовляется из жароупорной стали толщиной 0,5 мм и состоит из листа железа, сгибаемого в цилиндр, двух крышек, колосника. Крышки с внутренней стороны имеют несколько скошенные кольцевые выступы. На одной крышке прикрепляется патрубок для трубы, на другой -дверка. Лист цилиндра по продольным краям заканчивается загибами, которые входят друг в друга, а с помощью скошенных выступов на крышках согнутому листу железа придается жесткая форма  цилиндра. Крышки соединяются с цилиндром внизу с помощью шипов, а вверху - с помощью пружинных защелок (рис.).

Для поддона можно использовать мелкоячеистую сетку или тонкий лист железа, в котором необходимо пробить отверстия для притока воздуха. Одной стороной поддон наглухо приклепывается к цилиндру печки, а другой надевается на два внутренних крючка, отчего сохраняется установленное расстояние между нижней частью цилиндра и поддоном.

Труба делается из листа жароупорной стали толщиной 0,1 -0,2 мм, который свертывается по длине в цилиндр и удерживается в таком состоянии хомутиками. К хомутикам, а также и к крышкам печки прикрепляются концы мягкой проволоки, с помощью которых труба и печка подвешиваются к тросику, натянутому внутри палатки (рис.).

Печка в разобранном виде (труба и лист цилиндра) свертывается в рулон и легко умещается в боковом, а две крышки - в среднем карманах рюкзака. 


 

 


Печка-волокуша

Оригинальность конструкции заключается в том, что в лыжном походе печка может быть использована также для транспортировки негромоздких грузов (консервы, ледовые кошки и крючья, самодельные лавинные зонды и лопатки и др.). С этой целью один конец корпуса печки имеет заостренную форму, что обеспечивает хорошую проходимость   среди деревьев, кустов, камней.


1. Жестко смонтированный корпус печки. 2. Отверстие для трубы (70). 3. Заслонка, закрывающая отверстие для трубы. 4. Кольца для потяга. 5 Ребра жесткости. 6. Гнезда для съемных ножек. 7. Ножки. 8. Поддон. 

 

Печка земляная

 

Предлагается простейший вариант земляной печки, которую с успехом можно использовать в межсезонье и дождливое лето; с помощью ее подсушивать промокшее снаряжение, согревать пострадавших и т. д.

Конструкция печки изображена на рис. Для того чтобы «сложить» печь, достаточно, отправляясь в поход, захватить с собой два-три жестяных листа шириной 200-300 мм и длиной 700-800 мм. Можно обойтись и без них, используя для перекрытия дымохода камни и глину.

Место для установки печки должно быть с небольшим уклоном - 20-30 сантиметров достаточно для создания устойчивой тяги. Параметры канавки указаны на рисунке.

Печка успешно прошла испытания в полевых условиях. Тяга не срывалась даже при встречном ветре, выход искр из дымохода не наблюдался.

В походных условиях канавка-дымоход вырубается топором. «Поставить» печку можно и на более крутом склоне, а палатку установить рядом, на ровной площадке.

 

Печка разборная

 

Разборная печка на группу из 8-10 человек.

Все детали ее желательно изготовить из нержавеющей стали тол-щиной 0,2-0,3 мм. Соединения отде-льных деталей сва-риваются конденсаторной точечной сваркой.

Печка имеет форму «саквояжа». Труба-лист в рабочем состоянии, свернутая по большой стороне, удерживается в таком виде стяжными кольцами. В разобранном виде труба-лист сворачивается по короткой стороне листа. Корпус-лист крепится к передней и задней стенкам лапками и стягивается патефонными замками. Колосник-лист с отверстиями и ребрами жесткости укладывается на полочки передней и задней стенок непосредственно перед сборкой корпуса.

Печка подвешивается внутри палатки за цепочки из стальной проволоки, укрепленные на корпусе-листе таким образом, чтобы имелось превышение оси трубы над колосником. Это превышение можно получить, применяя трубы-переходники.

Труба выводится из палатки через алюминиевый лист толщиной 1,3-2 мм с отверстиями 20x20 см. Лист укрепляется на стенке палатки. На конце трубы ставится искрогаситель.

В печке сгорает за час 3-4 полешка диаметром 4-6 см и длиной до 25 см. 

 

Печка разборная


Ее составляют (рис.) четыре пластины из стали толщиной 0,4 мм с круглыми отверстиями для притока воздуха с вырезом для подкладывания дров. По краям пластин выгнуты петли, куда снизу вставляются Г-образные проволочные оси диаметром 4 мм, сверху - две перекладины для фиксации формы и установки котелка.

В такой печке горят любые дрова - ветки, щепки, валежник. За 30 минут в котелке удается довести до кипения 23 л воды.

Вес печки не превышает 600 граммов. Она укладывается в плоский мешок и занимает мало места в рюкзаке. 

 

Печь универсальная 

Помимо своего основного назначения - отопления палатки, нашу печь можно использовать для приготовления пищи.

Печь сделана из нержавеющей стали толщиной 0,3 мм. Размеры ее 270X240X310 мм; вес вместе с трубами—около 3 кг. В верхней стенке прорезано четырехугольное отверстие, куда можно вставить бачок для варки пищи. Размеры одного бачка - 150X200X270 мм, другого - 145X190X270 мм. Бачки изготовлены из жести толщиной 0,5 мм и имеют бортики, которыми опираются на края верхней стенки печи. Для прочности в верхней стенке печи сделаны рифты. На время приготовления пищи колосник из печи нужно вынуть.

     

На передней стенке печи расположены две дверцы; одна - большая, другая -поменьше, смонтированная на первой. Большой дверцей пользуются, когдднадо подложить дрова, маленькой - при варке пищи на отвержденном бензине. Так топливо в этом случае приходится подкладывать каждые две-три минуты, использование маленькой дверцы значительно экономит тепло.

Для изготовления труб можно использовать  лист нагартованной нержа-веющей стали толщиной ОД мм размером 1,5X0,45 м (длина листа может быть любой). При помощи колец трубу можно удлинить. При сборке печи скатывают лист в цилиндр по большей образующей, фиксируют нужный постоянный диаметр с помощью колец и получают готовую трубу. Подготавливая печь к транспортировке, снимают кольца и скатывают лист по малой образующей. Получается компактный цилиндрический сверток.

В шатровой палатке печь крепится следующим образом. В центральный кол вворачиваются два бурава: один на высоте 0,6 м, другой-1,5 м от пола. К боковой стенке печи приклепан (приварен) цилиндр, в который при монтаже печи вставляется стержень, приваренный к нижнему бураву. К верхнему   бураву прицеплены    тросики, идущие от четырех углов печи. Печь изолирована от палатки и жестко закреплена на колу. Поэтому не опасен никакой ветер - практически исключается всякая возможность пожара. 

 

Скороварка 


Скороварки - герметически закрывающиеся емкости, позволяющие создавать повышенное давление и тем самым более высокую температуру кипения воды, за счет чего уменьшается время и расход бензина для приготовления пищи. При самодельном изготовлении скороварок необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

-  прочность и качество изготовления деталей, -коррозионная стойкость и нетоксичность применяемых материалов, -наличие предохранительного клапана от превышения давления и контрольного устройства (манометра, термометра),

- возможность безопасного выравнивания внутреннего давления с атмосферным,

-обязательная проверка скороварки на максимально допустимое давление (лучше всего гидравлическим способом),

-  надежность работы предохранительного и контрольного устройств. Следует иметь в виду, что промышленные алюминиевые кастрюли могут применяться в скороварках до избыточного рабочего давления 20-30 кПа (0,2* 0,3 кг/см2). При этом давление срабатывания предохранительного клапана должно быть равно 30-35 кПа (0,3—0,35 кг/см2).

Скороварку из одной кастрюли (рис.) имеет большое достоинство - практическая безопасность, которая достигается использованием специально выточенной крышки, прижимаемой к кастрюле сверху. Избыточное давление в скороварке отжимает крышку и стравливается, не доводя емкость до деформации и разрушения. Это обеспечивается формой и размерами толщины крышки, указанными на рисунке.

 

Устройство скороварки 

К дну кастрюли 1 с помощью заклепок 12 крепятся снаружи накладка 10, а изнутри - фланец 9, который штифтом 11 соединяется со штырем 8. Штырь делается такой длины, чтобы при плоском дне кастрюли можно было наживить 1-2 витка резьбы втулки 5. Крышка 3 вытачивается с постепенным уменьшением толщины к краям. Она заканчивается прямоугольным углублением для кольцевой прокладки 2 из вакуумной резины. В отверстии крышки помещается втулка с ручкой 4 из стальной проволоки 3-4 мм. Ручка такой формы используется для завинчивания втулки и переноски скороварки. Втулка, навинчиваясь на штырь, прижимает крышку к краям кастрюли. Плотное прилегание втулки к крышке обеспечивается прокладкой 6 из фторопласта. Пружинная шайба 7 удерживает втулку на крышке.

Для изготовления скороварки рекомендуется использовать следующие материалы: для крышки - алюминиевые сплавы АК-4, Д16Т с обязательным анодированием; для втулки, штыря, накладки, штифта и заклепок - сталь XI8Н9Т, а для фланца - титан.

Сигналом для снятия скороварки с примуса (при точном соблюдении указанных размеров крышки) является начало стравливания избыточного давления через резиновую прокладку. 

 

Кухня походная

Кто совершал лыжные походы по безлесным районам, тот знает, сколько неприятностей может причинить опрокидывание кастрюль с горячей пищей с примусов. Избавиться от «того помогут походные кухни. Они также позволяют, как показывает опыт, сократить расход бензина на 10-15%.

 

Рис.1

Первый вариант. Кухня состоит из складывающейся рамы (1), изготовленной из дюралевого уголка, к которой сверху прикреплен металлический лист (2) с отверстиями под кастрюли (авто-клавы). Под ними на пенопластовой (дюралевой или другой) подставке размещаются примусы.

Рама и кастрюли с боков и сверху закрываются кварцевой (тонкой асбестовой) тканью, которая прикрепляется по периметру листа так, чтобы обеспечивался доступ к примусам и крышкам.

Основным достоинством такой кухни является надежная устойчивость, хорошая теплоизоляция кастрюль и примусов, что позволяет уменьшить расход бензина и обеспечивает оптимальный режим теплоотдачи пламени горелки примуса (рис. 1).

 

 Рис.2 

Второй вариант. Разборную конструкцию, которую можно сделать из стальной проволоки диаметром 3 мм (рис. 2).

Каркас кухни состоит на четырех стоек, несколько загнутых снизу (1) со скобами (2), позволяющими присоединять к стойкам горизонтальные ребра (3 и 4). Размеры каркаса зависят от емкости кастрюль и типа примусов.

На собранный каркас надевается экран из жароупорной ткани (5), по размерам несколько меньший, чем периметр каркаса, что обеспечивает дополнительное стягивание и исключает сползание чехла вниз. Снизу оставляется незачехленным небольшое пространство, через которое поступает воздух, необходимый для горения примусов (6).

Крышка (7) представляет собой четырехугольный проволочный каркас, обтянутый жароупорной тканью. Вместо нее можно применить просто кусок такой ткани, ушитый по углам. Основное преимущество приспособления - небольшой вес, не превышающий 800—900 г.  

Третий вариант. Удобно пользоваться разборным таганком (рисунок 3), основными деталями которого являются две Н-образные ножки, сваренные из трубок (1) и два раздвигающихся по типу циркуля соединительных узла из проволоки толщиной 4-5 мм (2). Сверху к ним крепится алюминиевый (дюралевый) лист (3). Для увеличения КПД примусов кастрюли закрываются термоэкраном (4) из жароупорной ткани (но только не из стекловолокна!), представляющим собой «юбку» с двумя проволочными обручами. Варочные емкости ставятся на продольные трубки (5).


Рис.3

Чтобы ножки не разъезжались по подставке (6), они соединяются стяжками из цепочки (7). Для транспортировки таганок разбирается и укладывается в котлы или переносится в рюкзаке в виде отдельной упаковки. 

 

Кухня без дыма 

Для изготовления термоса подбирают два стандартных бидона разных размеров с таким расчетом, чтобы один мог войти в другой: например, 2-литровыи - в 4-литровый. Промежуток между бидонами и углубления в крышках заполняются плохо проводящими тепло и холод материалами (поролон), коэффициент теплопроводности которых не зависит от влажности окружающей атмосферы. Промежуток между горловинами должен быть тщательно изолирован резиновой трубкой или любой другой прокладкой (рис).


Такой термос обладает следующими преимуществами перед стеклянным: он не бьется, в нем можно сварить суп, кашу вскипятить воду с помощью электрокипятильника, включаемого в сеть 127 или 220 вольт, или электрокипятильника на 12 вольт, включаемого в аккумуляторную батарею на ходу автомобиля ори работающем двигателе.

Электрокипятильник на 12 вольт делается из листовой красной меди и обслуживается снаружи (рис.). Внутрь корпуса монтируются на слюдяной изоляции три нихромовые спирали (0,7 мм, длиной 560 мм каждая). Концы спирали со стороны соединены вместе и заделаны в корпус на массу. Концы другой стороны также соединены вместе и изолированно от трубки выведены к клемме.

Ввиду большого расхода энергии (22 ампера, или 264 ватта) кипятильник включается только на ходу автомобиля при работающем двигателе. Ему придана подковообразная форма для удобства монтажа спиралей и для того, чтобы его можно было вводить в сосуд с горловиной меньшего диаметра, чем сам кипятильник.

Прибор используется не только для кипячения воды, но и для варки супа, каши и других блюд, для чего пригодится описанный выше металлический термос. в котором после закипания в течение 20-30 минут суп или каша довариваются сами при выключенном (вынутом) кипятильнике и закрытых крышках.

1. Аккумуляторная батарея.

2. Предохранитель.

3. Корпус кипятильника

4. Клемма присоединения провода от аккумуляторной батареи к трем изолированным нихромовым проводам.

5. Три изолированных нихромовых провода.

6.  Место присоединения трех нихромовых проводов к корпусу кипятильника.

7.  Клемма для провода, соединяющего корпус кипятильника с массой автомобиля.

 

 

Таганок

Предлагаемый таганок (рис.) имеет простую замкнутую конструкцию и состоит из двух фигурных стоек 2 и двух перекладин 1 (сделаны из стальной трубки диаметром 10 мм), концы которых несколько загнуты. Длину перекладин определяют в зависимости от размеров варочной посуды. Стойки можно сделать из проволоки диаметром 6 мм. Концы стоек вставляются в трубки под углом около 75°.  Преимущества такого таганка: доступность материалов, простота изготовления, небольшой вес, устойчивость.





Назад в раздел


Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru