Полевые хлебопекарни

Эволюция средств обогрева и приготовления пищи. Исторический обзор




Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник:  Полевые хлебопекарни. «Техника и снабжение Красной Армии» №39-40, 1923-1924 г.

 

Тов. Горецкий в статье «Нужны ли полевые хлебопекарни?» (журнал «Техника и Снабжение Красной Армии» №21) затронул весьма серьезный вопрос, требующий большого внимания и довольно серьезного обсуждения. С особой серьезностью к этому вопросу должны отнестись строевые начальники.

Для них небезынтересно, как будут снабжаться хлебом их части при быстром продвижении вперед. При быстром движении войск, когда не всегда удается получать горячую пищу, хлеб для них является основным продуктом питания. Полная дача хлеба, должна быть обеспечена при всяких обстоятельствах.

Правда, у нас была и, возможно, есть еще и теперь «хорошая» привычка — как только тыл не сможет нормально подавать боевым частям необходимое и своевременно не может подвезти хлеба соответственно потребности, издается приказ — «временно дача хлеба уменьшается». Подобные приказы всегда создавали целый ряд недоразумений и вносили в войска элемент разложения.

Нам надо искать, выход и поставить еще в мирное время дело с хлебопечением в армии так, что бы на случай военных действий мы были основательно подготовлены, чтобы, начиная с первого дня военных действий, или каких-либо походов, сумели снабжать хлебом хорошего качества, отнюдь не допуская перебоев ни на один день. Когда мы будем так подготовлены, то экзамен при каком угодно строгом экзаменаторе выдержим. Привычку же уменьшать дачу хлеба применять безусловно не будем, и бойцу не придется посещать ни соседней деревушки, ни картофельных полей. Подготовленной в этом отношении Красная армия будет тогда, когда будет иметь соответствующие полевые печи.

Полевые печи в армии имеется, но мало пригодны.

Совершив поход от реки Березины до берегов реки Вислы, руководя организацией передового тыла, я имел в своем распоряжении достаточное количество полевых печей. При быстром и безостановочном преследовании противника частями дивизии (в среднем 30 верст в сутки) единственный способ, который можно было применить, был способ поочередного выбрасывания некоторого количества отделений полевых печей вслед за частями к передовой линии, а в оставленных на месте, до установления выброшенных вперед, производить еще 2—3 выпечки. Оставив раздатчика для раздачи хлеба ожидающим приемщикам от частей, эти печи спешно снимались и чуть ли не на-рысях с соответствующим запасом муки выбрасывались вперед и там или присоединялись к ранее выброшенным или же, в зависимости от продвижения частей, выбрасывались еще дальше, и т.д. Все-таки положительных результатов не было по той причине, что только на установку полевой хлебопекарни требовалось 9—10 часов. Потеря этого времени на установку приводила к тому, что действующие части вынуждены были сами себе добывать хлеб на местах, — вернее сказать, заниматься самоснабжением, зачастую с неприятными последствиями.

Пришлось применить и полевые печи системы капитана Теплова, не требующие столько перевозочных средств, сколько существующие, но опять-таки на их постройку и высушку надо затратить не меньше времени, вследствие чего они также окапались не оправдывающими своего назначения.

При отступлении частей и приближении к своим тыловым базам, казалось бы, несколько легче организовать хлебопечение. Но это только кажется, а на самом деле при наседании противника означенные печи также не успевают выпекать благодаря длительности их подготовки.

Принимая же во внимание, что времена позиционных войн ушли и сменились маневренными, подвижность полевых хлебопекарен необходима в первую очередь. Бесперебойность снабжения войск хлебом может быть обеспечена только введением в Красной армии таких хлебопекарных печей, которые были бы весьма подвижны, не требовали бы бесцельной затраты времени на их разборку при снятии и на их установку в новом месте.

На мой взгляд, такие печи будут являться, примерно, следующей конструкции:

1. Полевая хлебопекарная печь, прежде всего, должна быть повозкой, и эта повозка-печь должна быть приспособлена так, чтобы для выпечки хлеба не потребовалось бы ни сборки, ни разборки, ни установки и чтобы на походе было возможно производить топку.

Необходимость стоянка на одном месте; таким образом, будет сведена; к минимуму и пропускная способность также увеличится.

2. Полевая хлебопекарная повозка-печь не должна быть особенно громоздкой и со всеми приспособлениями не должна превышать веса одной парной повозки образца 1884 года, с полным грузом (40—45 пуд.).

В основу же постройки полевой хлебопекарной печи-повозки следовало бы взять нашу парную повозку обр. 1884 г. артиллерийского или интендантского типа и существующую полевую печь со всеми к ней принадлежностями. Не следует упускать из виду того, что полевую хлебопекарную печь-повозку меньше всего придется передвигать по шоссейным дорогам, а больше всего по проселочным, к чему она должна быть также приспособлена.

Сложнее обстоит вопрос с устройством повозки-дежи. Здесь приходится учитывать то обстоятельство, что для теста, когда оно начинает подходить, нужен покой, ограждение его от сотрясении и нужна соответствующая температура, иначе оно, безусловно, не подойдет так, как это требуется, и в результате хлеб получится не совсем хорошего качества. Сказать же, что с устройством повозки-дежи положение безнадежно, нельзя, и выход, по моему мнению, может быть, примерно таков:

Построить нового типа повозку, на которой имелись бы две дежи и вес готового теста в них не превышал бы 18—20 пудов, — выходя из расчета одна повозка-дежа на две повозки-печи. Эта повозка должна быть легче повозки-печи. Раствор, замес и формовка хлеба, по всей вероятности, в большинстве случаев (главным образом зимой), как бы повозка-дежа ни была построена, все-таки придется производить где-либо в помещениях, в пункте, предназначенном для развертывания полевой хлебопекарни. Вследствие этого дежи необходимо будет снимать, что также надо предвидеть при постройке этого типа повозки. Но не исключается также возможность по подготовке теста и не снимая дежей с повозок, если так сложится обстановка или будут в наличии все те условия, соблюдение коих необходимо при поставке теста. Для нагревания же воды при полевых хлебопекарнях необходимо иметь соответствующее количество передвижных кипятильников или походных кухонь.

Имея в наличии хлебопекарные печи-повозки и повозки-дежи, можно было бы сказать, что перебоев с хлебом не будет. Кроме того, для ускорения выпечки при полевой системе, когда печи могут топиться на ходу, повозки-дежи могут быть выброшены быстро вперед в назначенный пункт развертывания хлебопекарни, а до прихода повозок-печей все необходимое будет уже подготовлено, и можно будет приступить прямо к выпечке хлеба. При такой постановке вопроса вместо того, чтобы тратить бесполезно 2—3 часа на разборку и погрузку, 9—10 часов на установку и некоторое время на растопку ныне существующих полевых хлебопекарных печей, можно будет произвести 3—4 выпечки и в случае надобности также перейти на новое место развертывания и устранить навсегда бесперебойное снабжение частей хлебом.

Наши научно-технические силы должны поработать в этом направлении и сказать свое веское слово, осветив предполагаемую конструкцию полевой хлебопекарной печи-повозки, повозки-дежи и т.д. на страницах журнала.



Назад в раздел


Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru