Описание плиток-керогазов производства Харьковских заводов.

Эволюция средств обогрева и приготовления пищи. Исторический обзор




Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Я.А. Казак, М.А. Локшин, И.Л. Птицын, А.В. Тимошенко. Плитка-керогаз. Описание и технология производства. Харьков, 1941 г. Харьковская областная постоянно действующая выставка изделий ширпотреба.


I. Одноканфорный керогаз

на примере керогаза из отходов, производства Харьковского посудно-оцинковочного завода НКМП УССР


Одноканфорный керогаз (фиг. 1) состоит из следующих деталей:

1) основания; 2) трубы; 3) подшипника; 4) гаек 4 мм (8 шт.); 5) винтов 4 мм (8 шт.); 6) резиновой прокладки; 7) гайки-барашка; 8) трубки клапана; 9) направляющей трубки; 10) клапана; 11) маховичка; 12) горелки; 13) асбестового фитиля; 14) внутренней сетки (малой); 15) диска внутренней сетки; 16) наружной сетки; 17) кожуха горелки (гофрированный); 18) шпилек (2 шт.); 19) шплинтов (4 шт.); 20) наружного щитка; 21) ободка; 22) накладки; 23) канфорки чугунной (решетка); 24) стакана (чашка); 25) дна резервуара; 26) упоров резервуара (2 шт.); 27) корпуса резервуара; 28) крышки резервуара; 29) направляющей; 30) пружины; 31) клапана со стержнем; 32) крючка кожуха; 33) крышки внутренней (малой) сетки; 34) горловины резервуара; 35) крышки горловины (гайка).

Работа керогаза (фиг. 2) построена на принципе сообщающихся сосудов. Резервуар 32, имеющий в верхней части горловину 26 с крышкой 34 и дном 30, наполняется керосином. Крышка имеет отверстие, которое перекрывается клапаном 37. Резервуар после заполнения его керосином свободно устанавливается в стакан 29 клапаном вниз. На соответствующей высоте резервуара помещаются упоры 31, которые определяют нормальный уровень керосина в стакане. Когда резервуар установлен в стакане, стержень клапана 37, упираясь в дно стакана, открывает отверстие крышки и этим керосин получает доступ в стакан. Керосин наполняет стакан до уровня крышки горловины, соединяется с керосином, находящимся в резервуаре, и, благодаря атмосферному давлению, дальнейшая подача керосина в стакан прекращается.

Стакан припаян к общей трубе 2, которая герметически закрывается гайкой-барашком 7. На дне стакана имеется отверстие, через которое керосин проникает в трубу, заполняя ее полностью. На расстоянии 69 мм от гайки-барашка в трубу вварена трубка клапана 8, к которой приварена горелка 12. Трубка клапана имеет два соединяющихся отверстия, через которые керосин проникает в горелку. Для подачи или перекрытия поступления керосина из общей трубы, в трубку клапана вворачивается клапан 10 с конусным концом.

При открытии клапана, для чего необходимо маховичок 11 повернуть 5—6 раз влево, керосин поступает в горелку и держится на одном уровне с керосином, находящимся в стакане. Горелка имеет желобок глубиной 19 мм для асбестового фитиля 13. Круглая горелка имеет две плоскости, на которые устанавливается перфорированный колпак (смеситель), состоящий из большой 16 и малой 15 сеток, крышки 39, диска малой сетки 14 и наружного, гофрированного сверху, кожуха 17, с крючком 38. Сетки укрепляются с кожухом двумя накрест лежащими шпильками 18.

Труба, стакан и горелка укрепляются на основании 1 накладкой 25 и подшипником 3, припаянными к общей трубе. К основанию, кроме узла питания (труба, стакан и горелка), укрепляется также наружный щиток 20, имеющий со стороны перекрывающего клапана сквозное окно для свободного прохода колпака (смесителя). К верхней части наружного щитка приварен ободок 21, на котором свободно помещается чугунная решетка 27.

Для нормального горения необходимо, чтобы сетки были хорошо пришлифованы на одной плоскости и плотно прилегали к плоскостям горелки, так как нормальная подача воздуха обеспечивается только через отверстия в сетках, расположенные в шахматном порядке. Во время горения фитиль, находящийся в горелке между двумя сетками, подсасывает керосин, поступающий беспрерывно из резервуара, который сохраняет один и тот же уровень керосина в стакане.

Фиг. 1. Общий вид одноканфорного керогаза

Фиг. 2. Схема одноканфорного керогаза 

 

II. Двухканфорный керогаз 

на примере керогаза из отходов, производства Харьковского посудно-оцинковочного завода НКМП УССР

            В 1940 году заводом была разработана конструкция двухканфорного керогаза, который имеет значительные преимущества по сравнению с одноканфорным. Расход керосина в час при одновременном горении двух горелок — 220—260 граммов. 

Двухканфорный керогаз состоит из тех же деталей, что и одноканфорный и, кроме того, из следующих дополнительных и видоизмененных деталей: 1) трубы; 2) стакана; 3) керосинового резервуара; 4) основания; 5) прямоугольного наружного щитка и 6) рамки.

Принцип работы двухканфорного керогаза тот же, что и одноканфорного, с той лишь разницей, что на общей трубе, с промежутками в 235 мм, насажены две горелки с трубками клапанов. Подача керосина из трубы производится посредством клапанов в каждую из горелок самостоятельно. Таким образом, если закрыть доступ керосина в одну горелку, другая продолжает работать. 

 

Одноканфорный керогаз, его устройство и работа 

на примере керогаза из отходов, производства Харьковского завода им.Коминтерна.

Керогаз - нагревательный прибор, широко применяющийся в быту трудящихся.

Тепловая мощность керогаза — около 5000 технических калорий — основана на полном сгорании углеводородов керосина. Нормальное горение керогаза сопровождается голубоватым пламенем. Языки желтого пламени недопустимы, так как являются показателем неполного сгорания углеводородов. К достоинствам горения керогаза следует отнести: отсутствие копоти, бесшумность и быстроту закипания.

Сущность горения керогаза заключается в том, что асбестовый фитиль, погруженный на 2/3 своей высоты в кольцевое гнездо горелки, наполненное керосином, транспортирует пламя в кольцевое пространство между двумя катализаторами — перфорированными цилиндрами. В этом пространстве происходит полное сгорание подымающегося по фитилю керосина, т.е. сгорают углеводороды керосина — наиболее тяжелые внизу и легкие вверху. Сгорание углеводородов должно быть обеспечено достаточным количеством воздуха. Достигается это естественной тягой воздуха под решетку горелки и в пространство — между кожухом и цилиндрами-смесителями.

Чрезмерное количество воздуха, засасываемое снизу в пространство между цилиндрами-смесителями, могло бы охлаждать цилиндры и способствовать снижению температуры в пространстве между ними; поэтому подача воздуха дроселируется сетками и решетками. Отсюда следует, что диаметры, высота и количество отверстий в цилиндрах-смесителях являются величинами расчетными. Это относится к диаметру самих отверстий и к шагу их расположения по длине развернутой сетки и по высоте ее.

На процесс горения влияет также качество керосина и асбестового фитиля. В керосине имеются механические примеси: взвешенные и растворенные. Первые могут быть удалены отстоем; вторые не подаются удалению. Взвешенные примеси засоряют фитиль, вызывают уменьшение притока керосина и спадение пламени. Растворенные примеси остаются на верхнем крае фитиля и образуют нагар. Кроме того, горение керосина зависит еще от следующего:

1) от количества керосина, подымающегося по фитилю в единицу времени: 

Q=((H-h)a2):(2dH3hZ),

где:

а - капиллярная постоянная керосина, 

d - удельный вес керосина, 

Н - максимальный подъем керосина в фитиле, 

h - высота края фитиля над уровнем керосина в горелке,

Z - вязкость или внутреннее трение керосина;

2) от химического состава керосина, определяемого суммой фракций нефти, качеством очистки дестиллята и сортом нефти, из которой получен керосин.

Фиг. 2. Кожух перфорированных цилиндров-смесителей и цилиндры-смесители: а) кожух, б) перфорированные цилиндры (большой и малый), с) решетки 


Автоматическое питание керосином горелки осуществляется из резервуара при помощи питательного клапана.

Атмосферное давление, действующее на уровень керосина в стакане, задерживает поступление керосина из резервуара при условии непрерывающейся связи между керосином в стакане и резервуаре. Как только эта связь нарушится из-за снижения уровня керосина в основных сообщающихся сосудах (стакан и горелка), стакан немедленно пополняется керосином из резервуара в количестве, потребном для заполнения убыли. Закон сохранения вакуума в опрокинутом резервуаре, по которому давление атмосферы будет всегда больше гидростатического давления в резервуаре, останавливает дальнейший приток горючего из резервуара в стакан через питательный клапан. Таким образом, происходит беспрерывное и медленное питание горелки горючим из резервуара. Конец этого питания наступает с последней каплей керосина в резервуаре.

Керогаз состоит из одиннадцати основных узлов: 1) боковины, 2) поддона, 3) горелки, 4) керосинопроводной трубы, 5) резервуара для керосина, 6) стакана для резервуара, 7) двух цилиндров-смесителей, 8) кожуха цилиндров-смесителей, 9) игольчатого крана и его корпуса, 10) питательного клапана и 11) решетки (фиг. 3).

Все детали керогаза являются преимущественно легкими конструкциями, изготовляемыми из кровельного или листового железа толщиной до 1,5 мм, свальцованными и сомкнутыми в закрой двухрядным швом или точечной сваркой внахлестку. Часть деталей представляет собою вытяжку. Жесткость тонкостенных конструкций достигается зиговкой, отбуртовкой и гофрированием (кожух перфорированных цилиндров). Назначение гофрирования — собирать воздух, смешанный с продуктами горения к потолку горения у решетки. Гофрирование кожуха вызывает также образование у пламени замкнутого конуса и служит одновременно конструктивным оформлением верхней части кожуха.

Фиг. 3. Схема керогаза (основные узлы)



Назад в раздел


Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru