Походные печки 1981 г.

Эволюция средств обогрева и приготовления пищи. Исторический обзор




Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Туристское лагерное снаряжение.  Походные печки. ЦРИБ «Турист». Москва,  1981г. 


В районах, где возможности заготовки дров ограничены (лесостепная зона, места массового отдыха) широко применяют походные печки — подвесные и напольные.

Подвесную печку применяют в небольших палатках, в которых нет для нее места на полу. Ее подвешивают на высоте 0,5 м над спальными мешками под коньком крыши в двухскатных палатках или у центральной стойки — в шатровых. Конструкция подвесных печек должна полностью исключить возможность выпадения углей во время топки или загрузки. Одна из наиболее удачных моделей подвесной печки, которая может использоваться и как напольная, приведена на рис. 22. В данной конструкции отверстие, служащее в качестве поддувала, расположено примерно на одной трети высоты печки от днища. Дверка для загрузки топлива и отверстие для ведра расположены сверху. В тех случаях, когда печку используют для обогрева, ведро для приготовления пищи вынимают, печку заполняют дровами и закрывают крышкой (крышку можно использовать и как сковородку). Для регулирования тяги используют вращающуюся заслонку. Печка экономична и безопасна. Она может топиться без постороннего присмотра, например, во время сна.

Рис. 22. Схема напольной печки: а — дверца; б — крышка; в — труба; г — ножки;
д — скобки; е — тросик; ж — фанера; з — бачок

 

Палатка обогревается за счет переноса тепла потоком нагретого воздуха (конвекцией). Чем ниже печка, тем больший объем воздуха участвует в теплообмене и, следовательно, теплее в палатке. При установке печки на пол к ней прикрепляют проволочные ножки из стальной проволоки диаметром 3—5 мм (в зависимости от размеров печки).

Существенными недостатками описанной печки является то, что в ней одновременно можно приготовить только одно блюдо, и процесс приготовления пищи, особенно если приходится растапливать снег, значительно затягивается.

Существует немало конструкций печек, которые позволяют одновременно приготовлять два блюда, а некоторые из них предусматривают дополнительную возможность растапливать снег или подогревать пищу. Все они напольного типа. Вариант такой печки приведен на рис. 23. Данная конструкция обладает большей универсальностью.

Все виды туристских печек целесообразно изготовлять из нержавеющей стали толщиной 0,2—0,4 мм или обычной листовой стали толщиной 0,4—0,5 мм. При необходимости конструкцию печки можно укрепить ребрами жесткости.

Для всех видов туристских печек используют трубы, сворачиваемые из тонкого (0,15—0,25 мм) листа упругой стали шириной 4,5—5,0 диаметра колена. Длина ее может доходить до 2 м, при этом не менее чем на 0,5 м она должна выходить из палатки. При транспортировании трубу легко сворачивают в тонкий рулон, который свободно умещается внутри печки.

Рис.23. Схема универсальной печки

 

Нагревательные приборы

В связи с освоением безлесных районов, а также дальнейшим увеличением ограничений на разведение костров в местах массового туризма возникает необходимость применения различных нагревательных приборов, работающих на искусственном топливе. Наиболее распространенные из них — туристские примусы.

Для небольшой группы рекомендуется применять туристский примус «ПТ», имеющий малые габариты (120х120х80 мм) и массу (0,8 кг). Примус безопасен и удобен в работе. Время горения после одной заправки (120 мл) — 40—60 минут. Время закипания 2 л воды — 16 минут. В этом примусе подача горючего в горелку осуществляется за счет саморазогрева и увеличения в результате этого давления в бачке. При установке широкой посуды примус перегревается. Для предотвращения перегрева широкую посуду устанавливают с помощью таганка на высоте не менее 50 мм и держат наготове мокрую тряпку или кружку воды, чтобы вовремя охладить бачок.

В большинстве случаев целесообразнее применять туристский примус «Шмель», который хотя и несколько тяжелее (масса около 1 кг), зато удобнее в работе. Вместимость бачка «Шмеля» в 4 раза больше по сравнению с «ПТ», и его достаточно заправлять один раз в день. Подача топлива осуществляется за счет подкачки, что делает его менее чувствительным к саморазогреву и более безопасным. Для переноски «Шмеля» применяют герметичный футляр. С применением защитных экранов и специальных таганков эффективность примусов может быть увеличена (рис. 24).

Кроме описанных примусов, туристы применяют бензиновые плитки и паяльные лампы.

Бензиновая плитка имеет габариты 440х330х120 мм и массу около 4 кг. Ее целесообразно использовать в несложных путешествиях, базовых лагерях и моторизованных видах туризма.

Массу плитки можно уменьшить почти на 2 кг, заменив стальные детали кожуха алюминиевыми. Плитка удобна в работе: имеет две горелки, что позволяет одновременно готовить два блюда. Время закипания 2 л воды — 10 минут, время горения после одной заправки — 2-3 часа.

Для сложных походов предпочтительнее брать два «Шмеля», чем одну плитку, так как наличие двух нагревательных приборов, более надежно в походных условиях: они меньше весят и более удобны в транспортировке.

Паяльную лампу рекомендуется применять вместе с таганком или печкой. Такая комбинация позволяет использовать низкокачественное местное топливо (плавник, сырые дрова) и значительно сократить расход бензина.

Для хранения и переноски бензина используют различные полиэтиленовые фляги и канистры. Очень удобны мягкие емкости, изготовляемые туристами из масло-бензостойкой резины.

В ближних путешествиях, во время туристских слетов и соревнований целесообразно применение портативных газовых плиток. Для приготовления и разогрева пищи во время кратковременных прогулок применяют портативные плитки и нагревательные приборы, работающие на сухом спирте (рис. 25). Они компактны, легки, просты в обращении. В качестве топлива пригодны парафин или стеарин, огарки свечей.

Слева: Рис.24. Схема устройства защитного экрана: 
а — общий вид; б — вид защитного экрана (кастрюли) сверху.

Справа: Рис.25. Схема нагревательного прибора:
а — подставка; б — сухое горючее; в — емкость с пищей



Назад в раздел


Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru