Котлы с топками длительного горения

Эволюция средств обогрева и приготовления пищи. Исторический обзор




Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник:  А. Носовицкий, кандидат технических наук, Г. Невструева, инженер. Котлы с топками длительного горения. «Сельское строительство», №7, 1986 г. 

 

Братский завод отопительного оборудования Минстройматериалов СССР (665703, Братск-3 Иркутской обл.) приступил к выпуску котлов типа КЧМ-2М «Жарок-2» (ТУ 21-26-253-84) с топкой длительного горения твердого топлива (рис. 1). Котел разработан в НИИСТ (252110, г. Киев, ул. Механизаторов, 9) совместно с заводом. Его габаритные размеры (длина без патрубка газохода х ширина х высота) — (390—1050)х500х1070 мм, масса — 230—580 кг.

Номинальная мощность котлов типоразмеров КЧМ-2М-3 — КЧМ-2М-9 «Жа рок-2» колеблется от 16,5 до 55,5 кВт, коэффициент полезного действия — не менее 77—79%.

Основной частью котла является пакет секций (от 3 до 9 штук), соединенных на ниппелях. На передней секции устанавливаются загрузочная и шуровочная дверки. С фронта также осуществляется регулируемый подвод воздуха. Пакет заключен в декоративный кожух с тепловой изоляцией, К системе отопления котел подсоединяется с помощью отводов; продукты сгорания удаляются в дымовую трубу через патрубок с шибером.

Пакет герметизируется по всему периметру примыкания секций друг к другу. Он представляет собой водоохлаждаемый корпус, делящий котел на три части: зольник, топку и конвективный газоход. Топка котла одновременно является емкостью для образования запаса топлива, необходимого для длительного горения. Колосниковая решетка — водоохлаждаемая, образована нижними горизонтальными трубами секций с прилитыми ребрами.

Одной из особенностей нового котла является наличие в топке растопочных каналов, которые образуются смежными секциями благодаря дополнительному частичному оребрению вертикальных труб в пределах топки. По этим каналам часть продуктов сгорания из зоны горения, минуя верхнюю часть слоя топлива, поступает в надслойную зону. Это позволяет сочетать преимущества верхнего и нижнего сжигания твердого топлива, состоящие в высокой эффективности топочного теплообмена в слое с удобством обслуживания, улучшением санитарного состояния помещения, в котором установлен котел, и, самое главное, повышает длительность горения.

Благодаря наличию литого герметичного зольника и плотному примыканию дверок к передней секции значительно повысился диапазон регулирования мощности котла. Путем изменения степени открытия шибера и заслонки подвода воздуха можно привести в соответствие мощность котла с теплопотерями здания в данный период. Это позволяет оптимизировать расход топлива при дальнейшем увеличении продолжительности безнадзорного горения.

Экспериментальные исследования котла на различных видах топлива, характерных для топливоснабжения населения страны, показали, что продолжительность рабочего цикла в режиме длительного горения на топливах с выходом летучих до 17% составляет не менее 12 часов, а в других случаях — не менее 8 часов.

Для сжигания углей с высоким выходом летучих предусмотрена модификация котла с подводом вторичного воздуха. Котел может быть при соответствующем переоборудовании эффективно переведен на газ и жидкое топливо.

Котел работает при естественной тяге кирпичной дымовой трубы размерами в свету не менее 1х½ кирпича и высотой не менее 5 м. Горизонтальный дымоход от котла до трубы должен иметь минимальное расстояние. При изготовлении трубы из других материалов, кроме соответствия геометрических размеров, необходимо обеспечить ее утепление.

После монтажа пакета секций надо при необходимости дополнительно обмазать межсекционный периметр любым теплостойким раствором, который обычно используется при ремонте печей. При установке дверок следует обратить внимание на полное отсутствие зазоров при закрывании.

Котлы КЧМ-2М «Жарок-2», как и другие котлы шахтно-слоевого типа, эксплуатируются в режиме непрерывного горения твердого топлива. Котел разжигается один раз, при этом создается достаточное количество жара (примерно 150—200 мм), на который загружается небольшими порциями (по 2—3 совка) топливо, обеспечивая общую высоту слоя до уровня загрузочного проема, независимо от требуемой мощности. Все это выполняется при полностью открытых шибере и воздушной заслонке, которые затем прикрываются для достижения требуемой мощности. Повторная загрузка производится, когда слой опустится, но останется достаточно жара, чтобы, очистив котел от шлака и золы, вновь открыв шибер и заслонку повторить весь процесс сначала.

Сжигаемое топливо необходимо предварительно рассортировать. Первоначальный розжиг и часть загрузки обязательно вести наиболее крупным углем, а затем добавлять мелочь.

Котлы часто топят периодически, как печи, хотя это целесообразно только при относительно высоких наружных температурах. В этом случае после окончания топки обязательно надо перебрать очаговые остатки и оставшееся топливо использовать для заполнения верхней части слоя.

Указанные рекомендации применимы и при эксплуатации ранее выпущенных котлов типа КЧМ. При недостаточной длительности горения твердого топливе в первую очередь необходимо произвести дополнительную герметизацию пакета секции и правильно выполнить дымовую трубу.



Назад в раздел


Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru