Печь в деревянной рубашке

Эволюция средств обогрева и приготовления пищи. Исторический обзор




Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Александр Соболев. Печь в деревянной рубашке. Северные просторы № 1–2. Москва, 2003 г.  

 

Мы привыкли относить камины к атрибуту высокого стандарта жизни. Они ассоциируются у нас с чем-то благородным. Обязательно где-то поблизости на персидском ковре должен лежать большой английский мраморный дог, языки пламени отбрасывают таинственные тени не иначе как на бархатную драпировку высоких стен и на фамильные древние гербы, за решетками килевидных окон каминного зала стоит плотный туман. Туман вчера, сегодня, завтра, как и тысячу лет назад. Но где же нам набраться стольких фамильных гербов, да и туман в наших краях не такой частый гость! 

Кое-какое представление мы имеем и о голландских печах, облицованных изразцами. Они, бесспорно, красивы, практичны и для россиян, но настоящие у нас встречаются редко, в музеях например, богатых старых особняках, некоторые сохранились в московских и питерских квартирах дореволюционной постройки. Еще меньше мы знакомы с практичными, утермартовскими печами – большими «бочками», затянутыми в корсеты из толстого кровельного железа. Они быстро нагреваются, но тепло держат недолго. Таких много у нас в домах старой застройки. С современными европейскими изразцовыми (в основном майоликовыми) обогревательными печами мы не знакомы совсем.

А вот своими большими русскими традиционными печами мы почти не интересуемся, и напрасно. Немногим известно, что в России были и есть еще кое-где до сих пор так называемые глинобитные печи в деревянных опечках, которые совмещают в себе все достоинства вышеперечисленных печей и вдобавок обладают своими, не свойственными тем и другим, достоинствами!

Русская печь, как мать родная, накормит и обогреет, а когда надо – вылечит и обсушит. В помещении она создает неповторимый уют. А запах пищи, приготовленной в русской печи, не сравним ни с чем.

По тому, как топилась печь, наши предки догадывались о событиях предстоящего дня. Вот, к примеру, некоторые из этих примет: если сыплются из печи уголья и искры – быть гостям, а еще это признак хорошего урожая. Если в доме была беременная женщина – вылетевшие из печи уголья собирали, настаивали на них воду и давали ей пить. Считалось, что ребенок так же легко должен родиться – выскочить из материнской утробы, как угольки из печи выскакивают.

А вот если кирпич из печи вывалился – к худу. Была примета если в семье разлад, то и печь плохо топится, и каша не варится. Если дрова в печке сильно трещат – к морозу. К морозу в печке остаются также яркие угли после топки, угли эти немного попискивают. Считалось, что с помощью печки можно «присушить» к себе любимого. Жгучие слова таких присушек девушки кричали на восходе солнца в печную трубу. В печную же трубу кричали-звали, если терялась в лесу скотина, убегала со двора собака или к назначенному времени не возвращался кто-то из родных и близких.

Во время свадебного пира в печь бросали пустой горшок со словами: «Сколько черепков, столько молодых ребят!» Заговоры о здоровье начинали словами: «Ахти-мати – белая печь! Не знаешь ты ни скорби, ни болезни, ни щекоты, ни ломоты... Так и раб Божий...»

Интересно все же узнать, как эту русскую чудо-печь делали наши предки и как делают редкие зодчие сегодня. А вот как. 


После того как кирпич для печной головы и на трубу заготовлен, глина добыта, надо подготовить крепкое основание и специальный инструмент. На печных работах свой, особый порядок. Фундамент, деревянный каркас, основа и временная опалубка готовились когда-то самим хозяином или наемными плотниками. Все деревянные части такой печи называются опечками. Они необходимы во время печебитья и в дальнейшем. Во-первых, углы от этого прочнее, во-вторых, каменная масса печи, одетая в деревянную рубашку, окрашенную мягкой масляной краской, выглядит не так строго, а даже празднично и оригинально. В-третьих, человек с воображением и конструкторскими навыками может создавать просто сказочные печные формы.

Все зиждется на деревянном фундаменте. Над полом выкладывают мощную деревянную раму из толстых брусьев, на ней настил из толстых плах, под ним пустое место, где впоследствии любят спать кошки. На раме четыре-шесть стоек каркаса потоньше. Между ними сверху и снизу с трех сторон широкие доски одеяния, посередине – приступка, вверху по периметру, обычно на уровне верхней перемычки дверной коробки, брус-воронец. За него цепляешься, забираясь на печь. В него врубаются сутунные брусья полатей и посудных полок и иногда крест под матицу. Все это последовательно устанавливается в процессе битья печи.

Для мест с открытыми участками обогрева готовятся временные опечки – широкие доски и подпорки для них. Фундамент под такую печь, когда грунт прочный, можно сделать ряжевый или на столбах. Предпочтения какому-то из них раньше не было. Кто хотел надежнее – рубил ряжевый. Под него до устройства пола устраивают на земле ровную площадку, поверхность трамбуют бабой – деревянной чуркой с ручкой на две руки с верхнего торца. Сам ряж делают из толстых бревен, укладывая их горизонтально клеткой. Для жесткости бревна в углах немного зарубают, оставляют выпуски. Некоторые бревна крепят скобами. По высоте ряж точно подводят под доски чистого пола. Все остальное укладывают уже на них сверху.

Столбчатый фундамент можно сделать даже тогда, когда пол уже настлан. В досках пола долбят и выпиливают квадратные отверстия под заготовленные с затесами сверху с четырех сторон столбы. Поставить их легче снизу, из подполья, так они не вращаются в отверстиях. Конструкция будет стабильной. На утрамбованную землю под столбы укладывают плоские камни-башмаки, то есть увеличивают площадь опоры. Всего четыре – в каждом углу по опоре. Под полом, конечно, должно быть сухо, поэтому не надо даже прокладывать изоляционный материал. Стойки на пять сантиметров высовываются из-под пола плюс на них выделаны шипы прямоугольного сечения 6x6 см. На них укладывают продольные балки деревянной рамы из толстого бруса. Кто-то соединяет их с досками пола дополнительно коксами. Поперечины врубают в лапу без остатка. Соединения крепят нагелями. Со стороны шолныша (рабочего места хозяйки) у продольных балок оставляют выпуски, снизу им придают фигурную форму, называют такие выпуски кониками. На них удобно щепить лучину, при необходимости что-то разрубить сильным ударом, то есть их используют иногда вместо разделочной доски. Отсюда легко дотянуться до вьюшки (или задвижки). Вторая балка-поперечина со стороны шолныша меньше по сечению, и между ней и полом оставляют промежуток. Это подпечье. Здесь обычно хранят кочергу, ухваты для горшков, лопаты для того, чтобы садить в печь хлеба и многое другое.

Глину для печи часто берут прямо под окнами дома, в огороде. Для такой печи идет именно красноватая жирная глина и не годится красная зернистая со спичечную головку – глина-горошница, а также все остальные разновидности глины других цветов. В общем процессе печебитья участвуют обычно десять человек: четверо копают и носят глину в дом, двое мнут и подают на печь, четыре человека непосредственно бьют печь. Для битья печи необходимы кии. Это большие деревянные молотки из сосны с ручкой-сучком. Ручка немного выгнута. Так удобнее работать. Один конец ударной части плоский. Им ровняют и уплотняют поверхность. А второй затесан с двух сторон на клин. Им толкут или бьют глину, пробираясь в углы и узкие места между опалубками. Где не был еще изобретен такой удобный инструмент, в ход пускали все, что только можно, и глину вбивали в форму ногами, досками, молотками и т.п.

Конструкция внутренней опалубки не простая. Ее, как и внешнюю, собирают по мере наполнения глины (но готовят заранее). Свод топки делают в форме пологой полубочки. Для хорошей топки надо соблюсти условие: дуга свода должна начинаться с основания, без прямых стенок. Тогда и тяга будет, и жар остается внутри. В углах прочные обрезные доски соединяют впритык – в четверть. Какие-то из совмещающихся продольных и торцовых досок должны быть уже или шире, для перевязки швов и прочности. Доски передней торцовой стенки изнутри топки посередине наполовину надпиливают, чтобы по окончании работы можно было их выбить и достать последовательно, не потревожив свода. У остальных досок творила – так называется эта опалубка – делают веревочные ручки. Их при наборе располагают со стороны устья, готовят заранее. Просверливают по два отверстия в каждой доске недалеко от края, между ними поперек доски вырезают бороздки под веревку. Вдевают веревку, завязывают два узла, оставляя изнутри свободную петлю. Так она не забивается и не оставляет заметных следов на поверхности свода. Получаются веревочные петли-ручки. При разборке с их помощью легче отрывать доски от плотно держащей их глины, после того как сбитая глиняная часть постояла два-три дня.



1- Доски постоянных опечек

2 - Приступка

3 - Доски временных опечек

4 - Подпорки и распорки

5 - Брус-воронец

6 - Творило

7 - Стойка

Чтобы тяжесть глины и сильные удары не прогибали и не проломили доски творила, изнутри необходимо подставлять подпорки. Ими могут быть обрезки досок, бруса, кирпичи. К творилу когда-то относились очень бережно, оно путешествовало по знакомым в соседних деревнях. При установке нижних досок творила на сбитую нижнюю глиняную часть основания (глины – 15 см, земли – 5 см, камней – 10 см, битого стекла – 2 см и глины – 5 см) под каждый угол подкладывают дощечки, чтобы основание не провалилось и не перекосилось во время битья.

Печь обычно бьют в помещении со вставленными и закрытыми окнами. Шесток и соответственно уровень пода в топке располагают на уровне подоконников (примерно 75 см от пола).

Надо заметить, что во время печебитья – заполнения глины между опалубками – каждую порцию глины тщательно пахтают вначале на полу, уже в помещении, а затем беспрестанно бьют на месте, чтобы в массе ее не оставалось никаких сухих кусочков и пустот.

Для добра в стены печи по старинной традиции вкладывают ладан, деньги – для богатства. Кто-то в процессе работы глину подсаливает, примерно так, как солят картошку, когда ее жарят. Мой знакомый подсыпал отходы ячменя (мякину) – два больших короба. Возможно, после прогорания этих частичек в массе глины остаются мелкие воздушные пустоты, от этого печь работает в более благоприятном режиме.

Глину наполняют одновременно со всех сторон в промежутки между творилом и досками внешней опалубки. Временные доски надежно подпирают глину. Укрепляют их распорками от стен помещения. Если каркас опечек делают не мощный, к стойкам изнутри крепят проволоку и концы ее с петлями забивают в глину. Работники наверху во время всего процесса не переставая толкут каждую новую порцию глины. Сверху свод перекрывают караваями – кусками глины размером примерно 60x30 см. Если в семье много маленьких детей, свод делают толще, чтобы они не обжигались. Устанавливается воронец, поверхность сверху заглаживается. Теперь по старинному обряду надо ловко клеткой сложить кии. Хозяйка пытается поставить в этот садок блюдо с кашей. Если не получается плохо сложили, мастера неопытные, могут остаться без угощения, но как правило, блюдо стоит хорошо. Все! Каменные работы не сразу и не завтра, а возможны через три дня. Сейчас начинается веселье – пляски на остатках глины. Хозяин угощает мужчин водкой, девушек – пряниками и булками. Это «печное» угощение. Помочане (помощники) расходятся к полуночи.

Три дня прошло, печь отдохнула, глина окрепла, но не высохла. Убирают распорки и снимают временную опалубку с той стороны, где намереваются устроить шесток, со стороны шолныша (смотри схему кладки кожуха, рис. 1). Вырезают топором или большим ножом в глине отверстие – устье будущей топки с аркой в верхней части. Для крепления под арку вставляют специально выкованную заранее по ее форме металлическую шину (полосу). Кто-то во время битья печи ставит сюда чурку. Сейчас ее достают и опять же придают устью желаемые форму и размер. Показались передние доски творила, они изнутри надпилены по центру, поэтому выбить их внутрь нетрудно. Их достают.

  

  

Освобождают творило от временных креплений. Дергая за веревочные ручки, последовательно достают все остальные доски. Чтобы не повредить поверхность основания, ведь глина еще проминается, так как окрепла недостаточно, на время всех манипуляций на нее укладывают для опоры доски. С помощью ножа, освещая пространство фонарем, на поверхности свода убирают все подтеки и подливы. Какие-то места подмазывают.

Под в топке и основание шестка, его продолжение, как говорилось ранее, выкладывают из кирпича, плашмя. Количество кирпичей в ряду, конечно, зависит от ширины печи. Желательно, чтобы это был прочный кирпич. Дальний конец пода внутри топки должен быть повыше передней кромки шестка на 4-6 см. Это улучшает тягу. Выложить с таким уклоном основание поможет плотницкий уровень. Первым надо положить крайний кирпич шестка, вторым повыше кладут кирпич к задней стенке топки. Заданную разницу в уровнях видно под концом ровной доски над кирпичом на шестке, удерживаемой горизонтально по уровню, в то время как другой конец ее опирается на кирпич внутри. Положили на глиняный раствор с примесью песка оба этих кирпича, опустили на них доску. Ее нижняя кромка помогает выложить на этом уровне всю площадь пода с равномерным понижением.

Уровень укладываемых кирпичей регулируется толщиной раствора. Где слишком высоко, добавляют кирпичную крошку. Желательно швы этой кладки перевязывать, как это показано на рисунке. При работе пользуются молотком каменщика, насаженным на деревянную ручку. При помощи зубила этого молотка кирпичам придают любую форму (поэтому его приходится подтачивать на наждаке). Легкими ударами делают насечки, а резкими – бойком – отшибают лишнее. Кондиционный кирпич колется просто. Если его смочить – легко подчиняется умелым действиям печника. В процессе кладки вначале печник вдавливает кирпич руками, пошатывая его в свежем растворе, потом слегка подстукивает молотком, выступающий угол вколачивает ручкой. Чтобы не было впоследствии трещин в кирпичной кладке печи, каждый кирпич перед укладкой на место смачивают. Для перевязки возводимых от уровня пода стенок печной головы с глиняной сбитой массой по мере работы в глине по углам вырезают штрабы.

Толщина стенок печной головы (кожуха) – полкирпича, ширина самого кожуха обычно равняется двум кирпичам (примерно 50 см). По центру в кладке оставляют проем, через который будет осуществляться доступ к устью топки. На определенном уровне – чуть ниже арки устья топки, чтобы во время топки дым не выбрасывало в помещение, – этот проем перекрывают перемычкой – деревянным прочным бруском (рис. 3). В верхних углах проема под ней желательно (для улучшения тяги) положить тесанные на угол кирпичи. На уровне верхней кромки сбитой части печи горизонтально крепят к двум стойкам опечек металлическую кованую полосу сечением 30x5 мм. Она будет нужна, чтобы начать укладывать на нее с этого уровня кирпичи перекрытия дымохода кожуха и чтобы предотвратить проминание глины под ними (рис. 4). Можно для облегчения кладки перекрытия проложить поперечные кованые полосы или просто перекрывать проем кирпичом, выдвигая каждый следующий ряд на половину кирпича. Значит, достаточно двух рядов, чтобы перекрыть внутреннее пространство шириной полтора кирпича. Тут с одной стороны (у нас слева) надо оставить отверстие для дымохода размером в один кирпич.

Сверху над перекрытием на высоту в два кирпича кладка ведется по периметру (рис. 5), внутри нее на этом уровне проходит канал дымохода и с правой стороны, где канал поворачивают вверх, направляя в дымовую трубу, устанавливают задвижку. Сверху на кожуче над каналом дымохода делают еще одно перекрытие – выкладывают три ряда кирпича и разделку (противопожарное расширение) трубы в перекрытии дома, завершая тем самым очередной этап работ по печи (рис. 6).

В то время, пока наемный мастеровой занимается кладкой трубы, хозяин может спокойно заканчивать работу внутри помещения. Он снимает все распорки, временные опечки. Подливы в местах соединения досок срезает ножом. Неровные места слегка подмазывает ладонью. Когда-то было не принято делать поверхность идеально ровной, хотя бока печи снаружи издавна называют зеркалами. С боков ножом вырезают неглубокие ниши – печуры. В них будет теплее. Печуры часто выделывают в форме «городка». Они по-своему украшают интерьер. Между потолком и воронцом можно поставить подпорку. Если печь чуть поведет, она ограничит это движение.

Чтобы было более-менее понятно, в каком порядке организовать работу, представляю вам, дорогой читатель, ряд красивых фотографий полного технологического процесса строительства модерновой печи в деревянных опечках, которую я сделал для своего знакомого австрийца в его новом доме в деревне Штадтцендорф под Санкт Пельтеном, столицей федеральной земли Нижняя Австрия. В Австрии, как и во всей Западной Европе, популярны красивые отопительные печи, облицованные кафельной плиткой нежных цветов с оригинальными рисунками. Но нигде до сих пор не было печи в деревянной «рубашке»! Мой заказчик, желая иметь одновременно камин, очаг для гриля, обогревательную печь оригинальной конструкции, решился сделать именно нашу – русскую глинобитную печь.

Вот как это было. Желая у опечек оставить естественную поверхность дерева, мы подобрали по вкусу хозяина дуб. Это получилось красиво. Но я после такой тяжелой работы без вдохновения вспоминаю это твердое дерево.

1.  Главное в любом деле – надежное основание. Здесь я спокойно начал подводить дубовую раму под печь, вполне полагаясь на прочность бетонной монолитной плиты внизу. Сама рама набирается из брусьев сечением 20x30 см. В углах брусья соединяются в лапу без остатков, то есть в чистый угол.

2.  Глиняная часть будет весить около 10 тонн плюс кирпичная голова. Поэтому подгонка соединений должна осуществляться предельно тщательно. Толстые коксы служат хорошим средством усиления конструкции. Отверстия под них можно делать только с помощью мощной профессиональной дрели.

3.  Все, что будет красоваться в интерьере, надо сделать, как решили, из дуба, а вот плахи, на которых будет удерживаться вся глиняная масса, делают еловые. Их также для прочности прошивают деревянными коксами.

4.  Деревянное основание в сборе. Формы их бывают разные. В этом случае мне хотелось сыграть на контрформе и асимметрии. Здесь максимально облегчена передняя часть под шестком, над которым будет громоздиться печная голова. Из-за этого приема будет подсознательно чудиться, что конструкция может «клюнуть носом», и поэтому, невзирая на огромный размер, печь в итоге должна казаться легкой!

Ажиотаж с кубиком Рубика прошел по всему миру. Опечки этой печи в чем-то напоминают этот кубик. Стойки каркаса с выделанными на них шипами и пазами (лежат рядом) нужны для устройства постоянной и временной опалубок.

5.  Кроме умения, широкого опыта и силы, печник должен обладать многочисленными особыми секретами печного искусства. Эти кварцевые камни камни здоровья. Не путайте их с гранитными окатышами, гранит выделяет вредный газ аргон.

6.  Словно пришелец из замшелого далека эта инвентарная деревянная опалубка топки с чудным названием – творило. Когда-то, когда обычная сейчас пила была в большом дефиците, как и обыкновенные доски, такое творило путешествовало из дома в дом, где били новую печь.

7.  Все приготовлено для основного процесса – печебитья. Австрийцы с окрест приходят на экскурсию и не перестают удивляться: «Как это может быть такое – печь из дерева?!» Вот уже легли первые лепехи глины, сколько их еще будет!

8.  Все это время без остановки и устали бьется глиняная масса печи, чтобы была она однородной, без комочков и пустот. Творило скрывается в массе глины. С этого уровня свод надо перекрывать караваями, которые предварительно по-хорошему пахтают на полу.

Осталось только побелить бока – зеркала печи – да равномерно прогреть и прокалить печь. А потом спи-отдыхай на ней – исцеляйся, делай гриль, каши вари – питайся, смотри на огонь, как мудрец, – наслаждайся.

Фотографии А.Соболева

  1

 2

 3

 4

 5

 6

 7

 8

 9

 10




Назад в раздел


Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru