В Калевальском районе Карелии



В Калевальском районе Карелии

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский


 Ухтинский геолого-петрографический отряд Карело-Мурманской комплексной экспедиции. В состав отряда входили: нач. К. И. Асташенко, научн. сотрудники 1 разр. А. Д. Кузовлев, Е. П. Алимова, ст. коллектора В. Ф. Марковкина, М. С. Юркевич, младш. коллектор М. Г. Руб.

В связи с этими вопросами в составе Карело-Мурманской комплексной экспедиции был организован Ухтинский геолого-петрографический отряд, в задачу которого входило изучение геолого-петрографического и тектонического строения района на площади в 6600 км2, а также минералогическое освещение месторождений полезных ископаемых.

Из Москвы к месту работы часть сотрудников выехала в средине июня, остальные — в конце июня.

От ст. Кемь до сел. Ухта, как уже указывалось выше, проходит шоссе по живописной, слабовсхолмленной местности с массой озер в котловинах между небольшими вараками. Кроме озер в районе очень много болот. Их главная масса распространена по западной и восточной окраинам. Особенно много болот в восточной части района, где они прослеживаются на десятки километров. Благодаря необычайно сухому и жаркому лету почти все болота летом 1935 г. были сухие, проходимые. К непроходимым относятся те, на которых много мелких бессточных озер. Собственно, раньше это было озеро, которое в дальнейшем заросло, и только кое-где сохранились мелкие озерки.

Солнце светило почти полные сутки, и перерыв между заходом и восходом длился два-три часа. После захода солнца было светло, как днем, и мы свободно могли работать в лесу. Бич всех работников севера — комары и мошки в этом году совершенно отсутствовали. Взятая для сеток черная марля лежала без употребления.

Во время первой пятилетки в Ухтинском районе впервые был выстроен автомобильный тракт Кемь — Ухта. До этого дорог, за исключением редких тропинок, не было. Сейчас строятся три новых тракта, которые соединяют центр района, с. Ухту с отдаленными сельсоветами. Там, где отсутствуют дороги, местные жители зимой и летом ездят на санях и волокуше. Телега, как более совершенный транспорт, пока еще встречается сравнительно редко.

Главное занятие взрослого трудоспособного населения — лесной промысел. Все население объединено в колхозы, которые сеют немного хлеба, картофеля и занимаются скотоводством и рыболовством.

Районным центром селение Ухта стало недавно. До этого Ухта была небольшой деревушкой, в которую можно было проехать из города Кемь по р. Кеми лодкой в 4 — 5 дней. Постройка автомобильного тракта и организация районного центра в с. Ухта из-за удобного ее географического положения способствовали быстрому росту селения и притоку значительного количества жителей.

Район населен очень редко, свободных рабочих рук нет, и нам с большими усилиями удалось получить четырех местных рабочих. Они хорошо знали район и владели как карельским, так и русским языком в одинаковой степени.

Оставив в Ухте главную массу груза и забрав лишь полуторамесячный запас продовольствия и необходимое снаряжение, мы выехали 13 июля на моторной лодке на работу в селение Вокнаволок. Оно расположено на оз. Верхнее Куйто в юго-западной, наиболее трудно доступной части района. Верхнее и Среднее Куйто усеяны многочисленными лесистыми островами и островками, количество которых превышает 202. Часть островов имеет высокие, скалистые, круто обрывающиеся берега. У других скалы сглажены и полого спускаются под воду. Мелкие островки еле возвышаются над водой. На всех островах и по берегам растет сосновый или какой-нибудь другой лес. Часто, подъезжая к маленькому островку, поросшему лесом, издали кажется, что сосны растут прямо из воды.

Все лето по озерам производится сплав леса кошелями, в которые связывают по нескольку десятков тысяч бревен. Небольшие пароходы-буксиры тянут за собой кошели, что значительно ускоряет процесс сплава и удешевляет его стоимость.

Верхнее и Среднее Куйто соединяются небольшой порожистой речкой, по которой даже в самую высокую воду не ходят моторные лодки и буксирчики. Поэтому в самом узком месте полуострова, отделявшего оба озера, построен шлюз, и по нему подымаются в Верхнее Куйто.

Отряд начал работать на лодках вдоль озера и пешком в окрестностях селения Вокнаволок. Пользоваться лодками в экскурсиях по речкам нельзя из-за частых порогов. Мы пробовали проехать в лодке по самой большой речке Колханке. За 2 дня проехали километров 20, из них в лодке 7 — 8, а остальное расстояние тащили лодку на себе против быстрого течения. На 12-километровом расстоянии одолели 6 порогов, а на седьмом — разбили лодку и еле спасли свои вещи.

В течение всего летнего сезона работали пешими маршрутами, разделившись на 3 пары. В маршрут отправлялись на 5 — 6 дней, забрав на это время продовольствие, ружье, топор, спички, брезентик. Освобожденные от продовольствия рюкзаки заполнялись собранными образцами. В маршрутах ночевали всегда в лесу, без палаток, у костра, где застанет ночь. В первых числах августа ночи стали увеличиваться. Вечером еще за час-полтора до темноты выбирали сухое место, обыкновенно у реки или озера, где много сухого леса. Затем разводили костер, и один из рабочих или коллектор начинал готовить обед и чай. Другой рабочий заготовлял бревна для особо раскладываемого костра, называемого карелами «ракотуль». Геолог в это время проверяет свои записи в дневниках или заносит впечатления за день.

В хорошую погоду спали без навеса, а в дождь и снег делали из брезента навес. При таких условиях и таким методом работали до конца полевых работ — 18 октября. После этого все собрались в Ухте, где произвели предварительную камеральную обработку и составили геологическую карту.

Район работ Ухтинского отряда


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru