Безопасности при оказании медицинской помощи и проведении спасательно-транспортировочных работ. Часть 1



Безопасности при оказании медицинской помощи и проведении спасательно-транспортировочных работ. Часть 1

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Захаров П.П. Обеспечение безопасности при оказании медицинской помощи и проведении спасательно-транспортировочных работ силами геологоразведочного подразделения. Библиотека экстремальных ситуаций. Справочно-методический сборник в 35 томах.  
Редактор и составитель Лучанский Григорий. Москва, ФГУНПП «Аэрогеология», 1995 г.


Малочисленность геологоразведочных групп и отрядов, частая смена рабочих площадок, работа в природных условиях, нередко приближенных к экстремальным, удаленность от населенных пунктов и стационарных медицинских учреждений, порой недостаточная специальная подготовка, нарушение и игнорирование «Правил безопасности при геологоразведочных работах» - все эти и другие более «мелкие» факторы создают аварийные ситуации на маршруте, приводящие к травмам, а иной раз и к гибели людей.

Анализ происшествий показывает, что действия геологов в аварийных ситуациях бывают нечеткими и неправильными, а в ряде случаев пренебрежительно опасными по отношению к пострадавшим.

Настоящие рекомендации предлагают необходимый минимум сведений по безопасному поведению в аварийной обстановке, оказанию помощи и транспортировке пострадавшего с использованием, как специального альпинистского снаряжения, так и имеющихся в распоряжении подручных средств.

При движении по маршруту на пути встречается разнообразный рельеф, зачастую чередующийся в самых неожиданных своих проявлениях. Именно поэтому в настоящих рекомендациях мы не будем придерживаться общепринятой классификации рельефа и его очередности (допустим, как в горах). Приводимые приемы и меры безопасности, взятые из практики горных путешествий и горовосхождений, могут быть характерны и применимы как для лесотундры и скальных останцев в тайге, так и для горных районов и пустынь.

В рекомендациях будет принято сокращение длинных словосочетаний (для удобства их прочтения), например травмы и заболевания будут определены одним словом - «пострадавший», геологоразведочные работы - аббревиатурой ГРР, аварийная ситуация - АС, несчастный случай - НС, чрезвычайное происшествие - ЧП.

Вначале представляется необходимым сделать ряд замечаний организационного характера. Не секрет, что при подготовке на маршруты людей часто упускаются, как считают, необязательные «мелочи» в тактической подготовке по действиям в условиях АС. Приведем несколько наиболее характерных ситуаций, возникающих из-за упущений подобных «мелочей»:

-начав однажды транспортировку пострадавшего с черепно-мозговой травмой, забыли предохранить пострадавшего от переохлаждения. Следствие - летальный исход уже в городской больнице от воспаления легких;

-при переправе через бурную реку по бревну и со страховкой на натянутых веревочных перилах один из участников группы сорвался и упал в сторону воды, втекающей под бревно. Туда же была затянута и одна из перильных веревок. Напарник, желая поскорее оказать помощь, защелкнул карабин своей самостраховочной петли не на свободную часть перил, а на ту, на которой уже произошло ЧП. Не проверив самостраховки, он бросился по бревну на помощь к товарищу. Остальные члены группы безучастно наблюдали за этими действиями. Рывками сильно подтянутых к бревну перил он был сбит с бревна и упал в ту же сторону, что и пострадавший. Под весом двух человек перильная веревка была полностью затянута под бревно, и оказать им какую - либо помощь было уже невозможно - оба захлебнулись в воде;

-в ситуации, когда человек при срыве на скальном участке завис на страхующей веревке, конечно, нужна не общая дискуссия о том, что и как делать в данной ситуации, а необходимо одному из участников группы брать на себя ответственность за действия группы и незамедлительно начинать спасение. Нужен ситуативный лидер! И совсем необязательно, чтобы им стал официальный начальник партии, руководитель группы и т.д. Им становится, как правило, наиболее опытный член данной группы. И с этого момента все в группе следует делать быстро, а главное - очень надежно! И еще. Чем бы ни занимался каждый участник группы во время ЧП, он должен следить за делами товарищей и помогать им сразу по окончании своей доли работы. В этой связи нам видится целесообразным привести те устоявшиеся правила, которые существуют в практике горовосхождений и походов в горах, когда в группе случилось ЧП: рельефа - организовать для каждого независимую точку самостраховки и групповую: перила, петли и т. д.

1.Переместить пострадавшего в безопасное место, на снежном склоне - вытоптать площадку, поставить палатку. Но, прежде всего, определить: нужна ли эвакуация пострадавшего и всей группы из зоны ЧП. Например, на снежно-ледовом рельефе, кроме опасности схода лавины или обвала, есть опасность переохлаждения пострадавшего. Значит, безопасное для него место будет там, где меньше всего существует возможность переохлаждения. Шок или потеря крови вообще опасны, но на снегу или льду - особенно. Если ЧП произошло на больших высотах - нужен быстрый спуск пострадавшего вниз: потеря высоты уменьшит опасность кислородного голодания и связанных с ним переохлаждения и скоротечности легочных заболеваний.

2.Оказать пострадавшему первую помощь. При этом следует активно и правильно использовать средства походной аптечки, но помня- оказывая помощь, не навреди! По возможности использовать радиоконсультации с врачом из базового лагеря. Остановить кровотечение, провести реанимационный и противошоковый комплекс, обеспечить фиксацию переломов, создать пострадавшему максимум комфортных условий: тепло, покой, горячее питье, пища.

При оказании помощи можно применять приемы точечного массажа, задействуя точки скорой помощи 1,2,3 (Рис. 1) и точки, стимулирующие работу системы кровообращения 4, 5. В первую очередь раздражать точки 1, 2 и 3, а если эффект окажется недостаточным, добавить точки 4 и 5. Массаж проводить с помощью достаточно острого предмета (спички) решительно вплоть до болезненных ощущений.

3.Установить связь с базовым лагерем. Сообщение должно быть предельно конкретным, четким и понятным: кто пострадал, что произошло, где и когда. Меры, принимаемые группой. Вид помощи, им необходимый. При варианте вертолетной эвакуации пострадавшего добавить сведения о погоде, направлении и предположительной силе ветра и месте возможной посадки вертолета вблизи нахождения пострадавшего.

4.Организовать бивак, если в этом есть необходимость или стало ясным, что помощь в тот же день не придет. При необходимости организовать отдельную страховку для пострадавшего. Первоочередная забота на биваке - контроль за состоянием пострадавшего! Ночное дежурство рядом с ним - обязательно!

5.В случае длительной отсидки сразу же установить жесткий контроль за расходом продуктов питания, а если надо - и топлива. При этом помня, что все самое лучшее - для пострадавшего.

6.Транспортировка пострадавшего силами группы. Подобное решение принимается в прямой зависимости от состояния пострадавшего (основа принятия решения), состояния и работоспособности группы, протяженности и сложности предстоящего пути и объема ожидающих группу работ. В разных условиях все может происходить по-разному, но первейшей заботой остается обеспечение безопасности пострадавшего при транспортировке.

К сожалению, следует отметить, что выпускаемые на сегодня отечественные веревки, как правило, имеют в 2 раза меньшую энергоемкость по сравнению с веревками западных фирм (таблица 1). Поэтому при удержании срыва человека через точку страховки и страхуемого нашей веревкой не допускать возникновения «глухого рывка» - т.е. страховки без протравливания. Бытующее мнение о том, что если веревка имеет большой коэффициент эластичности, то можно вообще обходиться без протравливания, является ошибочным, т.к. снижения нагрузки на точку страховки не происходит даже при полном растяжении веревки.

 

Таблица 1

Альпинистская веревка

Диаметр мм

Тип веревки

Характеристика, назначение веревки

Вес 1 м, г

Разрушающая нагрузка, кгс

11,0

ТУ 15-03-951-89

Одинарная, основная для страховки

75,0

2200

10,0

ТУ 17 РСФСР44-11-591-88

Одинарная, основная для страховки

58,0

1200

9,0

ТУ 15-03-951-89

Полуверевка, для работы на двойной

53,0

1500

Применяемые в практике узлы значительно снижают прочность самой веревки, что наглядно видно на примере наиболее часто используемых узлов (таблица 2).

 

Таблица 2

 

Диаметр веревки, репшнура, мм

11

9

7

5

4

Прочность без узла, %

100

Остаточная прочность, % :

 

 

 

 

 

- встречный узел

75-80

75-80

75-80

75-80

 

- булинь

71

67

75

72

64

- проводник

71

67

72

60

61

- ткацкий узел

63

59

59

63

53

- стремечко

63

60

66

72

62

 

 

 


Рис.1

 

Из таблицы видно, что прочность веревки менее всего снижается при встречном узле.

Влияние погодных факторов на прочность веревки:

-намокание веревки снижает ее прочность на 30 - 40%;

-температуры минус 30 - 40° снижают ее прочность до 40%. Проведение экспериментов с обледенелыми веревками затруднительно, однако можно предположить, что их прочность значительно уменьшается из-за потери эластичности.

Репшнуры

Репшнуры (вспомогательная веревка) для целей страховки не используется. Отечественный репшнур выпускается согласно ТУ 1-03 - 952 - 89 со следующими характеристиками: диаметр 6 мм, вес одного метра - 25 г, разрушающая нагрузка не менее 700 кгс. Если учесть, что паспортных гарантий на репшнур не дается, а на саму нить из капрона изготовитель дает гарантию на один год, можно сделать вывод, что не следует использовать репшнур более двух лет. Эти предположения корреспондируются с результатами проведенных исследований.

Остаточная прочность репшнура при нормальной его эксплуатации (без механических повреждений) в течение двух лет равняется 480, а через три года эксплуатации - остается всего 280 кг его прочности.

В практике нередки случаи, когда из-за отсутствия репшнура для вспомогательных целей (самостраховка и пр.) используют снятую чулком верхнюю оплетку основной веревки. Подвергнутые исследованиям, самостраховочные петли из чулка веревки рвались при нагрузке всего в 165 - 170 кгс. Становится ясным, что использовать оплетку для любых целей, когда идет речь о безопасности человека, недопустимо.

Воздействие солнечной радиации

Нередки случаи, когда на рабочих маршрутах для обеспечения безопасности на длительное время оставляются стационарно закрепляемые страховочные петли из веревки, ленты или репшнура. В приводимой таблице показан диапазон в пределах выдерживаемых нагрузок отдельными видами снаряжения, определенное время находившихся на открытом воздухе на маршруте (скалы - снег - лед).

Таблица 3

Время нахождения образца на маршруте

Характер образца

Наличие механических повреждений

Номинальная нагрузка, кг

Разрывная нагрузка во время испытаний, кгс

2-3 месяца

Репшнур

нет

700

320 - 360

1год

Репшнур

нет

700

110 - 120

2-3 месяца

Лента 25x2 мм

нет

1000

590

2-3 месяца

Лента 26x1 мм

нет

600

300

3 месяца

Лента 26x3 мм

нет

1300

600

1-2 месяца

Лента 14x2 мм

нет

800

540

Результаты исследований показали ненадежность старых петель. Следовательно, там, где подобное снаряжение работает на безопасность людей, это снаряжение следует систематически менять на новое, а там, где нет возможности установить сроки его нахождения на маршруте, оно должно быть полностью исключено из пользования.

Прочность веревок, лент и репшнура, провисевших длительное время на маршруте, уменьшается прежде всего под воздействием ультрафиолетового излучения солнца, которое разрушает структуру полимеров волокон.

 

Ленты (стропы)

Ленты и стропы изготавливаются из тех же материалов, что и веревки. Они мягки и эластичны, удобны в работе, а в отдельных случаях могут заменить веревку для целей страховки. В таблице 4 приведены результаты испытаний лент различной конструкции.

Таблица 4

Конструкция ленты

Ширина, мм

Толщина, мм

Разрывная нагрузка, кгс

Трубчатая полая стропа

26

3

1300

-//-

26

2

1000

Плоский ремень

26

1

600

-//-

25

2

1000

-//-

50

1

1500

-//-

45

2

1500

Приведенные данные следует считать в определенной мере условными, т.к. ленты одних и тех же размеров могут выпускаться по разным ТУ и для различных целей: стропы грузового парашюта или стропы для тормозного парашюта, ремень для буксировки автомобиля и т.п.

Петли из ленты могут быть использованы в качестве оттяжек на острых перегибах скал, если при их работе будет исключено активное движение по касательной к кромке - т.е. перегиб не послужит для ленты ножом. На перегибе ленты через скалу нагрузки на внутренние (ближние к скале) и внешние волокна отличаются в очень небольших пределах, тогда как у веревок это отличие очень большое - в первую очередь при динамической нагрузке на перегибе рвутся внешние волокна оплетки веревки.

Ленты значительно теряют прочность в кольцах и проушинах крючьев. Если широкая лента вставляется в проушину крюка, то при рывке в первую очередь начинают разрушаться края ленты. Пряжки, применяемые для соединения лент, должны быть прямоугольными (рис. 2), а кромки пряжки округлены. В местах соединения с кольцом лента должна быть специально подготовлена - ее края подворачиваются внутрь (рис. 3) и закрепляются ниточным швом. Так же обрабатывается лента и при соединении петли из ленты с веревкой. Это необходимо иметь в виду при изготовлении самодельных страховочных беседок и обвязок, а также там, где подобное соединение работает под большими динамическими нагрузками.

Следует предостеречь от соединения лент различной толщины, конструкции и эластичности, а также применения обметочных (через край) швов, затяжки концов строчки через край. Особенно опасны при сшивке лент поперечные многоходовые швы по нескольку простежек на одном месте, поперек линии предполагаемой нагрузки (рис. 4).

Недопустимо склепывание (без прошивки) лент алюминиевыми заклепками вне зависимости от принципа ее дальнейшего применения.

При изготовлении самодельного снаряжения особо жесткие ленты по местам их сшивки предварительно прожигают раскаленным шилом и по этим отверстиям ведется нить сшивки. Такие приемы предельно опасны. Были исследованы самодельные предметы страховки - в месте сшивки прочность страховочной обвязки составила всего 78 кгс, при номинальной прочности ленты в полторы тонны!

Лента должна прошиваться близким по характеру нитяным материалом к основному, швы располагаются ровной строчкой, без промежуточных остановок и связок нити. Шить только встречным, т. н. сапожным швом, он наиболее надежен для синтетических материалов. Категорически недопустимо соединение лент вручную однониточным швом - он распускается при малейшем нарушении сшивной нити. Швы должны иметь равномерную затяжку, место переплетения нижней и верхней нитей должно располагаться максимально к середине соединения лент. Прочность соединения определяется прочностью ниток и количеством стежков на участке соединения, а не рисунком расположения строчек. Расчет прочности самодельного нитяного соединения ленты определяется по простейшей формуле: F = х • fh, где F - сила разрыва нитяного соединения; fh - сила разрыва нити; х - количество стежков. При ручной стежке получается некоторая неравномерность в затяжке стежков. Поэтому данные расчета следует завысить на 10- 15%.

На рис. 5 показан принцип расположения шва, который можно применять без расчета по приведенной формуле. Сшиваются две ленты шириной 40 мм, толщиной до 2 мм. Для сшивки применяется капроновая нитка № 10 или тонкая одинарная нитка из сердцевины веревки или репшнура.

  


Рис. 2.


Рис. 3.


Рис. 4.


Рис. 5

Трубчатую ленту стропу лучше связывать как показано на рис. 6. В данном случае прочность узла на 20 % превышает прочность самой ленты, а ленту (ремень) связывать как показано на рис. 7.

 

Сочетание: репшнур, лента - проушина крюка

Организация постоянных перил для страховки на часто посещаемых скальных участках, создание постоянных точек страховки, которые необходимы для обеспечения безопасности при отборах проб на крутых скальных участках и ряд других подобных приемов массовой страховки требуют большого количества альпинистских карабинов для закрепления веревок, петель и т.п. Но подобного количества карабинов часто не бывает в наличии. В данном случае можно применять способ закрепления петли (веревки) непосредственно в проушину крюка. Рассмотрим три наиболее характерных способа подобного закрепления.

1-й. Веревка продевается в крюк и завязывается в петлю узлом.

2-й. Петля пропускается в проушину крюка и завязывается вплотную под проушину полусхватывающим узлом. Так делают, когда нужна неподвижная в крюке петля.

3-й. Веревочная петля вставляется в проушину крюка до середины, а затем в две образовавшиеся внизу петли прощелкивается карабин или пропускается страховочная веревка. В данном случае длина оттяжки равна половине длины готовой петли (рис. 8).

При подобном соединении: крюк - петля следует помнить о том, что часто кромки крючьев имеют острую грань и это может явиться причиной разрыва петли при их нагрузке. Поэтому все крючья должны иметь радиус или фаску во всех точках соприкосновения с веревкой. Исследования указанных способов показали неоднородность разрывных нагрузок в зависимости от диаметра, ширины материала и способа вязки (таблица 5).

 


Рис.6.


Рис.7.


Рис.8.


Рис.10.


Таблица 5 

Диаметр репшнура, мм

Номинальная прочность, кг

Прочность на разрыв, кгс

1-й способ

2-й способ

3-й способ

4 6 8

320 700 1280

385 660 1335

460 700 1350

480 780 1570

Таким образом, при использовании тонких материалов для петель более эффективны 2-й и 3-й способы, а при использовании петель из более толстых - только 3-й. При этом следует иметь в виду и меру доверия подобным петлям. Например, если в 1-м способе используется веревка, способная выдерживать 1000 кг, то нельзя автоматически предполагать, что она выдержит двойную нагрузку - 2000 кг, а применяя 3-й способ, - что она выдержит 4x1000 кг. Для 3-го способа этот предел будет значительно меньше - примерно в 2000 кг. Это объясняется тем, что достичь абсолютно равномерного натяжения двух петель под нагрузкой в случае срыва невозможно, одна из них оборвется первой.

В таблице 6 приводятся результаты исследований разрывной нагрузки для петель из ленты, которые завязывались в проушину крюка так же, как и петли из репшнура.

 

Таблица 6

Параметры ленты, мм

 

 

Номинальная

нагрузка

 

Разрывная нагрузка, кгс

1-й способ

2-й способ

3-й способ

10x3

700

695

740

870

14x3

900

830

910

970

25x2,5

1200

1800

1080

1710

12x2

600

600

780

960

20x2

750

1200

1100

1300

Результаты для ленты с параметрами 25x2,5 нехарактерны для выводов, так как в момент приложения нагрузки лента свернулась в проушине в жгут и рвалась поэтому скорее как веревка, а не плоский ремень. Подобная лента, но с меньшей толщиной, при подобных исследованиях рвалась по краям ленты.

 

Нестандартные веревки

Применяя в страховке нестандартную веревку, мы берем на себя большую ответственность за исход этого «эксперимента». Как бы ни была ненадежна выпускаемая промышленностью веревка, там любой человек в критической ситуации защищен паспортом и ТУ данного предмета для страховки. Но практика показывает, что не всякий раз в наличии оказывается стандартная веревка и приходится использовать то, что есть под рукой.

Так называемая «рыбацкая» веревка. Этот вид капроновых веревок, выпускаемых промышленностью, не предназначен для восприятия динамических нагрузок. Они значительно более жестки, неудобны в эксплуатации, буквально «встают колом» при морозе. Предел выдерживаемых нагрузок при динамическом рывке находится в диапазоне 800 - 900 кгс.

 Применима для налаживания постоянных страховочных перил, как вертикальных, так и горизонтальных. При спуске по такой веревке даже на приспособлении УДСВ - 1 или на «восьмерке» приводит к ее скручиванию; в процессе спуска на ней постоянно возникают «барашки».

Любая так называемая хозяйственная веревка из х/б нитей не может применяться ни в каком виде там, где она начинает работать на обеспечение безопасности человека.

Буксировочные веревки для автомобилей диаметром 8 мм. По своим параметрам они близки к основной веревке, но продаются короткими кусками, концы которых заделаны в коуши. Максимальное использование - изготовление петель, применение для перил.

Узлы: вязка, характерные особенности применения

По своему назначению узлы делятся на три группы:

1.Узлы для обвязки. В практике ГРР часты случаи, когда при необходимости организовать связку и обеспечить безопасность передвижения по опасному рельефу у группы не оказывается в наличии стандартных страховочных обвязок. В данном случае незаменим узел булинь (рис. 9). На его основе можно на конце веревки связать грудную обвязку с подтяжками (рис. 10), а в отдельных случаях и с беседкой вокруг бедер. На рис. 11 приведен булинь, связываемый одним концом веревки, он хорош, когда нужно привязать конец веревки к дереву и т.п.

В случае составления связки из трех человек, средний может привязаться к веревке, используя узел проводника (рис. 12а), который надевается через плечо, как скатка. Но если надеть его на грудь и подвязать через плечи репшнуром или куском ленты, то у среднего получится грудная обвязка с подтяжками. Разновидностью проводника является узел восьмерка (рис. 12б); он не требует контрольного узла, лучше держится на веревке, надежно работает там, где происходит частая смена нагрузки на веревку.

 

 


Рис.11 


Рис.12

2.Узлы для связывания веревки и ленты. Веревки одинакового диаметра связываются прямым (морским) узлом (рис. 13). Оба конца веревки должны располагаться параллельно с одной стороны. Другой рисунок узла - ошибка, узел под нагрузкой поползет и быстро развяжется. При частой смене нагрузок прямой узел подвержен саморазвязыванию, поэтому на обоих концах веревки вяжутся контрольные узлы (рис. 10а).

 

 


Рис.13

Встречный узел (рис. 14), широко используется для связывания веревок, лент, репшнура одинакового и разного диаметра, надежен при связывании лент и веревки. Хорошо держит и легко развязывается после снятия нагрузки.

Не менее надежен узел грейпвайн для связывания веревок и репшнура одинакового диаметра, надежно держит связанные ленты, удобен тем, что позволяет регулировать длину самостраховочных петель и оттяжек (рис. 15).

Вспомогательные узлы. Учитывая особенности полевых работ и необходимость иметь под рукой, как говорится, «узел на все случаи жизни», то вместо привычного схватывающего узла предлагается применение узла Бахмана (рис. 16). После снятия нагрузки легко продвигается по закрепленной веревке, незаменим при работе на мокрой и обледенелой веревке, удобен при наведении переправ, вытаскивании груза или подъема пострадавшего. Вяжется как на одинарной, так и на двойной веревке, незаменимый помощник при самовылазе из трещины или подъеме по закрепленной веревке. Рисунок вязки очень прост: к основной веревке прикладывается карабин, вязки очень прост: к основной веревке прикладывается карабин, петля из репшнура или неширокой ленты прощелкивается в карабин, а затем трижды обвивается вокруг тела карабина и веревки, легким натяжением петли вниз регулируется его затяжка. Для того чтобы распустить узел, после нагрузки нужно снизу подтолкнуть карабин и распустить петли репшнура или ленты.

 


Рис.14 

Стремя - в достаточной мере универсальный вспомогательный узел. Применяется для опоры ногами при вылазе по закрепленной веревке, удобен для самостраховки, плотного закрепления петли на точке страховки, хороший помощник при упаковке грузов, закреплении шестов, при вязке носилок или волокуши и т.д. Вяжется просто, легко распускается после снятия нагрузки (рис. 17).

Понимая, что не всегда могут оказаться в наличии «лишних» два карабина, мы все же рискнем привести новый для нас узел (петлю) Гарда (рис. 18). Простота вязки, отличное средство для страховки и торможения веревки; узел практически незаменим при спуске пострадавшего, надежно работает при любом состоянии веревки. Работать с ним несложно: подавая свободный (ненагруженный) конец веревки в узел или придерживая его (отводя в сторону) можно регулировать его свободу или силу торможения.

В практической работе с веревкой часты случаи, когда возникает необходимость аварийной остановки движения нагруженной веревки, ее быстрого и надежного закрепления и не менее быстрого и легкого приведения ее в рабочее состояние. В этом случае незаменим рифовый (штыковой) узел (рис. 19). Легко вяжется, надежно держит, легко распускается даже при самой большой нагрузке на него. Рассмотрим его работу в случае спуска груза и необходимости аварийной остановки протравливания веревки:

одной рукой «а» зажать обе пряди «б» веревки: входящую и выходящую из карабина или тормозного устройства «в»;

второй рукой обвести ненагруженной веревкой вокруг двух зажатых в кулаке и ниже его, свободную петлю «г»;

затем на том же свободном конце веревки сложить петлю «д» и провести ее в пряди первой «г» петли;

после этого, постепенно ослабляя удержание, дать веревке подтянуться к карабину или тормозному устройству и свободной рукой подтянуть пряди узла так, чтобы при полном затягивании четко вырисовывалась петля «д»;

- после этого можно свободно отпускать обе руки с веревок. Для освобождения узла от нагрузки:

одной рукой потянуть за свободный конец веревки, а второй рукой придержать узел;

после того как петля «д» выскользнет из петли «г», второй рукой быстро взяться за свободный конец веревки и двумя руками резко потянуть за веревку вниз - в сторону, чтобы в момент развязывания узла (выхода петли из петли) не произошло короткого, но резкого рывка на точку страховки. 

 


Рис.15


Рис.16


Рис.17


Рис.18

 

Укорачивание связочной веревки (рис. 20). При движении в связках нередки случаи, когда «лишнюю» веревку просто перебрасывают через плечо петлями типа скатки и продолжают движение. Но в случае даже простого проскальзывания или падения свободно накрученная веревка стягивается вокруг шеи, а при сильных рывках - последствия необратимы. После того, как свободный конец веревки будет намотан через плечо «а», на нем нужно связать короткий проводник «б» и прощелкнуть его в карабин грудной обвязки «в». Укороченная веревка может укладываться под клапан рюкзака.


Рис.19


Рис. 20

 

Переноска легко пострадавшего одним человеком

На спине. Пострадавшего усаживают на возвышение так, чтобы носильщик был несколько ниже и мог свободно принять его себе на спину. Пострадавший обнимает носильщика руками через плечи и скрещивает их у него на груди (не давить на шею!). Носильщик продевает руки под колени, удерживая пострадавшего на спине. Когда его нужно опустить - все проделывается в обратном порядке. На ровном месте носильщик опускается на одно колено и, опираясь на руки, переворачивается на нем, мягко опуская пострадавшего на землю.

На перевернутом рюкзаке (рис. 21). Лямки рюкзака (если надо - нарастить репшнуром, лентой, ремнями) закрепляют в пряжках на всю длину, ноги пострадавшего продевают в лямки так, чтобы он сел на лицевую его сторону, рюкзак наверх дном. Носильщик продевает руки в лямки, через одно колено встает на другую ногу и поднимается в полный рост. Это лучше делать рядом с какой-нибудь опорой - камнем, деревом, столбом.

В рюкзаке с прорезанными боковинами. Разрезать швы рюкзака, но не ближе 10 см до дна (по возможности закрепить), а верх -почти вплотную к планке горловины рюкзака. Ноги пострадавшего продевают в разрезы, а сам рюкзак полностью подводят под пострадавшего. После чего встать на ноги.

На бухте веревки. Веревку маркируют в бухту длиной несколько больше метра (в зависимости от роста носильщика). Развернув бухту (узел должен быть посередине (рис. 22)), подводят ее под бедра пострадавшего, а носильщик продевает руки в верхнюю раздвоенную часть бухты, надевает их как лямки рюкзака на плечи и встает.

На палке. Палка длиной 0,6 м и диаметром 6-8 см крепится петлями (репшнур, лента, веревка) на спине носильщика (рис. 23) так, чтобы она находилась несколько выше линии пояса. Под петли на плечи носильщика подложить мягкие вещи. Пострадавшего сажают палку (мягкая подкладка), ноги он проводит над бедрами носильщика, который руками поддерживает их под коленками.

Во всех случаях переноски, если нужна подстраховка иммобилизованной ноги, то кусок репшнура, ленты, ремень привязывается к шине, а второй конец оттяжки привязывается к прядям бухты веревки, кольцу рюкзака и т.п.

Действия носильщика определяются удобством пострадавшего и его безопасностью. До начала транспортировки нужно четко представлять весь объем предстоящей работы: крутизна подъема или спуска, рельеф, протяженность пути. Во время движения обращать внимание на четкий постанов ног, выбирая микрорельеф так, чтобы стопа полностью принимала нагрузку, исключать возможность проскальзывания - ибо в случае падения носильщика больше пострадает пострадавший.

Там, где нет возможности организовать страховку или просто поддержку носильщика или он действует в одиночку, до начала движения ему следует вырубить шест длиной в два метра, диаметром не более 5-6 см. Применяя его в качестве дополнительной опоры, носильщик существенно добавит надежности во время переноски пострадавшего.

 


Рис.21


Рис.22

 

Переноска пострадавшего вдвоем

Небольшое расстояние с пострадавшим можно преодолеть, перенося его на руках, взятых в «замок» (рис. 24). Два носильщика берут друг друга за запястья и подводят «сиденье» под пострадавшего. Он усаживается и руками придерживается за плечи носильщиков (на шею не давить).

На бухте веревки. Веревку маркируют в бухту диаметром в 1,5 м (учитывать рост носильщиков). Раздвоенную бухту (узел внизу) надевают на плечи носильщиков как скатку. Пострадавший усаживается на переплетение бухты (мягкая подкладка) и держится руками за плечи носильщиков или они своими руками придерживают его через спину. Подготавливать бухту так, чтобы под весом пострадавшего она не свисала ниже линии пояса носильщиков (рис. 25).

На сиденье из палки, лыжных палок и пр. Концы палок продеваются в лямки рюкзаков носильщиков (петли бухты веревки и т.п.) так, чтобы она не была ниже пояса носильщиков (рис. 26). Под пострадавшего подложить мягкие вещи.

 


Рис.23


Рис. 24



Рис. 25



Рис. 26

 

Вязка носилок из подручных средств

Простейшие носилки. Нужны два шеста длиной до 3 м и диаметром 4 - 5 см или две лыжи, две штормовые или любые другие куртки с застежкой посередине. Шесты (лыжи) продеваются в рукава курток. Куртки застегиваются только сверху (рис. 27). Если пуговицы будут внизу, то под нагрузкой они могут оторваться. Изголовье - рюкзак или личные вещи пострадавшего. Если нужно, пострадавший привязывается к носилкам. При длительной транспортировке пострадавший укладывается в спальный мешок или заворачивается в палатку, брезент и т.п., а концы носилок вдеваются в лямки рюкзака и т.п.

Носилки из двух шестов с перекладинами. К шестам нужны две-три перекладины длиной 60 см и диаметром 3 см (можно использовать ледорубы и т.п.). В местах соединения перекладин на шестах делают неглубокие надрезы - канавки. Соединение перекладины с шестами крепится репшнуром, лентой, хозяйственной веревкой. Пряди завязок идут крестом, промежуточное фиксирование - полусхватывающим или стремечком.

От середины перекладины, которая находится на более тонкой части шестов (здесь будут ноги пострадавшего) 20 - ти метровым репшнуром или другой веревкой (лентой) вывязывается оплетка носилок (рис. 28). Пострадавшего завернуть в палатку, уложить в спальный мешок или сделать теплую подстилку на оплетке и привязать к носилкам.

Носилки из 4 ледорубов. Их попарно связывают так же, как и маркируют бухту веревки (рис. 29). Оплетка - куртки, изголовье -рюкзак или вещи пострадавшего. Транспортировка - в полусидячем положении.

 


Рис.27


Рис.28


Рис.29

 

Носилки-волокуша:

из двух (четырех) лыж (рис. 30). Носки лыж накладываются друг на друга и связываются полусхватывающим узлом или стремечком. Сюда же ввязывают две лыжные палки - тяги волокуши. Репшнур или ленту отсюда отводят к креплениям лыж и с помощью короткой перемычки (палка, древко молотка) внатяг соединяют все вместе. Рюкзак-изголовье крепится к сплетению лыж. При необходимости подстраховки волокуши страховочную веревку крепят к блоку креплений, подстраховывают в узле, связывающем носки лыж и выводят к носильщикам.

из веток деревьев. Принцип вязки - тот же. Комлевые части веток или небольших деревьев служат тягами. Пострадавший укладывается на веер волокуши.

  

Рис.30

 

Транспортировка пострадавшего на палатке, полиэтиленовой пленке и других подручных средствах

Подобный способ, когда нет возможности сделать носилки, применяется для транспортировки по снегу, траве, песку.

К полотнищу палатки (пленки) по углам привязываются петли из репшнура, ленты, веревки. На палатку (пленку) выкладывают ровным слоем мягкие вещи. Пострадавшего укладывают в спальный мешок и кладут на подготовленную палатку или пленку. После этого его плотно заворачивают и завязывают - получается кокон. Под голову подкладывается рюкзак или мягкий валик из вещей. Петли при завязке блокируют независимыми узлами, чтобы связка не стягивала пострадавшего. У ног привязывают тянущие веревки, а у плеч -подстраховывающие. 2-4 носильщика тянут, а 1 - 2 - подстраховывают «кокон» и не дают ему сползти от линии движения.

При спуске по склонам, где возникает необходимость страховки, выбирают один из указанных приемов.

При таком способе транспортировки путь выбирают максимально ровный: без кочек, бугров и рытвин.

 

Транспортировка пострадавшего на носилках

Подъем (снег, трава, осыпи). По возможности выбирается самый пологий путь подъема. Один из ведущих носильщиков постоянно выбирает путь, отдает команды по движению, намечает места поворотов, отдыха и смены носильщиков. Вверх по склону (от изголовья носилок) ставятся низкорослые, вниз - самые высокие и крепкие носильщики. Повороты делаются как бы вокруг оси носилок. После поворота носильщики должны поменяться местами. Смена носильщиков должна двигаться вслед за носилками, не отвлекая разговорами несущих носилки.

Спуск. Производить по возможности прямо вниз, без траверсов и поворотов. При спуске голова пострадавшего должна быть вверх по склону. Учитывая большую нагрузку на нижних носильщиков, лучше ставить по два человека на каждую сторону носилок. При достаточном числе людей могут быть и боковые подстраховщики. Носилки они держат за шесты или на коротких петлях, прикрепленных к шестам и надетым на них через плечо, как скатка. При необходимости организации страховки (снежные склоны, мокрая трава после дождя, изморозь и пр.) страховочную веревку привязывать «усами» к местам соединения перекладины с шестами. К середине перекладины не крепить - под нагрузкой сломается, а вначале носилки будет водить из стороны в сторону.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru