Снаряжение для горного туризма



Снаряжение для горного туризма

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Директор Л.Б. Техническое творчество туристов, Москва, Профиздат, 1987 г.  

 

Снаряжение для организации биваков.  

Палатки 

«Памирка» — двухскатная однослойная бескаркасная палатка с восемью оттяжками, устанавливаемая на двух разборных стойках. Крыша ее изготовлена из однослойного прорезиненного перкаля с алюминиевый покрытием (ткань прорезиненная однослойная), пол из такого же материала, только двухслойного, боковые и торцевые стенки из непрорезиненного перкаля, что обеспечивает необходимую вентиляцию. Вход выполнен в виде двух полотнищ, застегиваемых на клеванты.

Номинально палатка рассчитана на двух человек, но на маршруте обычно используется для трех. Палатка удобна своей компактностью, легкостью и быстротой установки. При правильной предварительной подготовке она обеспечивает приемлемую защиту от непогоды и вполне удовлетворительна для горных путешествий на высотах до 5000 м.

На больших высотах сказываются ее минусы: недостаточная герметичность входа, низкие теплоизоляционные свойства одинарных стенок. На прорезиненной крыше собирается обильный конденсат, стекающий в поддон пола и вымачивающий вещи при низкой температуре даже в сухую погоду. При обильных снегопадах провисающие под тяжестью снега скаты значительно ухудшают условия отдыха на крайних (у стенок) местах.

Специально для высокогорных путешествий предназначена палатка «высотная» — двухскатная двойная полукаркасная. Она несколько больше «Памирки» по площади пола и туристами используется обычно для четырех человек.

Жесткость поперечного сечения обеспечивается полукаркасами с торцевых сторон — Л-образными арками из разборных дюралюминиевых трубчатых стоек, вставляемых в подвернутые края полотнищ крыши. Для предупреждения провисания скатов под весом снега в середине их предусмотрены дополнительные оттяжки. Наличие внутренней палатки обеспечивает хорошую теплоизоляцию и существенно уменьшает количество конденсата. Входы в виде затягиваемого рукава создают достаточную герметичность при непогоде.

Недостатки: большой вес, неудачный подбор тканей («болонья» на крыше наружной палатки и перкаль на боковых стенках) приводит к впитыванию влаги, обмерзанию и соответственно к увеличению веса. Неудачна конструкция полукаркаса из-за отсутствия связи по основанию, что приводит к расползанию стоек при растягивающих нагрузках на коньковые оттяжки. Типичный дефект этих палаток — разрушение швов или ткани в угловых узлах соединения скатов и боковых стенок как следствие дополнительных нагрузок на эти узлы из-за расползания стоек.

Кроме того, классическая двухскатная палатка, несмотря на проверенные временем достоинства и простоту изготовления, имеет еще принципиальные недостатки, обусловленные именно ее геометрией.

Первый недостаток — большая парусность.

Наименьшие ветровые нагрузки двухскатная палатка должна испытывать при расположении скатов поперек направления ветра за счет разложения ветрового усилия наклонной плоскостью ската. В действительности же из-за прогиба ткани под действием ветра доля опрокидывающего усилия ветра у конька получается большой и увеличивается с усилением ветра.

Второй недостаток — накапливание снега на крыше во время снегопадов. Снег, который должен ссыпаться со скатов, на самом деле, как правило, накапливается на крыше из-за прогибания скатов и уменьшения крутизны наклона нижней части скатов. В сильные снегопады с мокрым снегом приходится постоянно выходить наружу для очистки крыши, так как попытки стряхивания налипшего снега изнутри палатки обычно безуспешны.

С чего же начинать изготовление палатки? Как и любое дело — с постановки цели, то есть с формулировки технического задания. Оно может быть различным — от самой простой цели, например создания облегченного варианта «памирки» за счет использования капроновых тканей, до сложных каркасных вариантов.

В любом случае одним из важных исходных критериев является полезная площадь пола (в случае двойной палатки — площадь пола внутренней палатки). Очевидно, что для определения ее нужно задать два параметра — площадь, необходимую для одного человека, и желаемую вместимость. Для переносной палатки приемлемым компромиссом между комфортностью и весом палатки можно считать размеры дна 200х40 (или 50) см на одного человека.

Что касается вместимости, то, с одной стороны, вес палатки, приходящийся на одного человека, уменьшается с увеличением вместимости. С другой стороны, увеличение вместимости приводит к увеличению площади пола и соответственно размеров площадки, которая нужна для установки палатки. Бывает, что необходимую по размерам площадку на маршруте подготовить просто невозможно. Оптимальный вариант — трех- или четырехместная палатка с размерами пола 200х120 (или 150) см или 200х160 (или 200) см. Нужно учитывать и дополнительное преимущество многоместной палатки — чем больше вместимость, тем проще в случае необходимости разместить в ней еще одного человека.

Следующий параметр — высота палатки. Чем выше палатка, тем, при прочих равных условиях, выше ее парусность, то есть тем большие нагрузки она испытывает во время ветров. Но чем ниже палатка, тем ниже ее комфортность. При высоте 90 см в ней можно только сидеть, при 130 см — стоять   на   коленях,   при 160 см — стоять или находиться в полусогнутом положении. Палатка для длительных сложных походов должна иметь высоту 140—150 см (хотя бы под коньком).

Важнейшим параметром, определяющим пригодность палатки для использования па туристском маршруте, является ее вес, приходящийся па одного человека. Первые самодельные палатки создавались, прежде всего, с целью выигрыша в весе. Эта проблема стала разрешимой с внедрением в практику туризма и альпинизма капроновых тканей. Они обладают высокой механической прочностью, малым весом (не более 250 г/м2 в зависимости от толщины), не подвержены гниению, не впитывают влагу и, наконец, имеют яркую окраску. Поэтому капроновые ткани широко применяют при изготовлении снаряжения для горных путешествий.

Необходимо учитывать и такие соображения. Двойная палатка с зазором в 3—5 см между стенками, несомненно, превосходит одинарную по теплоизоляции, но она как минимум в 1,5 раза тяжелее (при том, что внутренняя палатка изготавливается из более тонкой ткани).

Каркасная палатка прочнее, устойчивее. Каркас позволяет эффективнее использовать объем над полом за счет цилиндрического или сферического свода. Но каркас — это дополнительный вес и сложность изготовления. Наиболее приемлемым материалом для изготовления элементов каркасов являются трубки из алюминиевых сплавов.

Имеющийся коллективный опыт изготовления самодельных палаток из капроновых тканей выработал несколько обязательных правил. Основные из них следующие:

1. Растяжки палатки всегда должны пришиваться или крепиться таким образом, чтобы усилия растягивания приходились на усилительные ленты, нашитые на ткань. Крепление растяжек непосредственно к ткани недопустимо.

2.  Для шитья палаток из капроновых тканей необходимо использовать капроновые нитки.    Они    прочнее и, главное, не подвержены гниению.

3.  Заготовки деталей палаток из  капроновых тканей необходимо  оплавлять  по  контуру  для  предотвращения осыпания и расползания краевых швов. В домашних условиях это проще всего сделать при помощи выкраивания  заготовок  паяльником.  Заточенное   жало  нагретого паяльника ведут по линейке пли лекалу. Следует также оплавлять края отверстий под люверсы —  проще всего протыкать их нагретой металлической трубочкой нужного диаметра.

Несколько слов о непромокаемости палаток. Очевидное на первый взгляд преимущество непромокаемой крыши палатки на самом деле спорно. Во-первых, непромокаемость крыши имеет отрицательную сторону — приводит к образованию конденсата внутри палатки. Во-вторых, усилия, которые предпринимаются для того, чтобы сделать крышу непромокаемой, обычно намного превышают достигаемый результат — крыша все равно течет по швам. В-третьих, в высокогорной зоне дождей не бывает и там эта непромокаемость не нужна и даже вредна (см. «во-первых»).

Для того чтобы не промокнуть па подходах, целесообразнее использовать полиэтиленовый тент, превышающий площадь крыши настолько, чтобы закрывать торцевые и боковые стенки. В высокогорной зоне этот тент подстилается под палатку, что несколько улучшает теплоизоляцию от снега и льда.

В качестве примера ниже приведены конструкции самодельных палаток, испытанных в эксплуатации.

Палатка двухскатная двойная. Первые образцы палаток из капрона, распространенные и до сих пор, при всех различиях в размерах, внешнем виде, ассортименте тканей, конструкции входов являются вариантами классической двухскатной палатки.

Один из наиболее удачных вариантов самодельной палатки изображен на рис. 1. Из анализа технических характеристик (табл. 1) видно, что эта конструкция имеет существенные преимущества по весовым параметрам.


 

Рис. 1. Конструкция двухскатной палатки из капрона. Указаны размеры для внутренней палатки.

 

Палатка двухскатная двойная, рассчитанная на четырех человек, может использоваться в бескаркасном (с центральными стойками) или полукаркасном варианте (с Л-образными стойками, при этом вес стоек увеличивается более чем в 2 раза).

Крыша наружной палатки выполнена из каландрированного капрона, боковые стенки и пол — из тонкого парашютного капрона, внутренняя палатка — из тонкого парашютного капрона. Торцевые стенки наружной палатки можно изготовить из более плотного капрона (например, от тормозного парашюта). На скаты для увеличения их жесткости перекрестно нашита капроновая лента. От пересечения ленты в центрах скатов делаются дополнительные растяжки. Палатка имеет входы с двух сторон. На наружной палатке они выполнены в виде затягиваемых рукавов.

Палатка типа «ангар». Попытка избавиться от недостатков двухскатной палатки и стремление увеличить внутренний объем при той же площади пола были реализованы в конструкции самодельной палатки типа «ангар» (рис. 2). Технические данные ее приведены в табл. 1.  

Таблица 1

Технические характеристики палаток 

Тип палатки

Размеры пола, см

Высота, см

Вместимость номинал, чел.

Вес палатки, кг

Вес стоек или каркаса, кг

Вес на 1 чел., кг

«Памирка»

200x140

130

3

3,5

0,5

1,3

«Высотная»:

 

 

4

4,5

1,5

1,5

наружная

210x190

140

 

 

внутренняя

200х180

130

Капроновая     двухскатная:

 

 

4

2,5

0,6*

0,8*

1,5**

1,0**

наружная

210x160

160

 

 

внутренняя

206x156

158

«Ангар»:

 

 

 

 

2,0

0,91

наружная

244x200

142

6

3,5

внутренняя

240x196

140

 

Палатка двойная. Наружная палатка изготовлена из ткани двух типов: свод—из каландрированного капрона, торцевые стенки и пол — из тонкого парашютного капрона. Пол внутренней палатки изготовлен в виде поддона из капроновой ткани с пленочным покрытием (типа «болонья»), все остальное — из парашютного капрона. Входы расположены с обоих торцов, в наружной палатке это затягиваемые рукава, во внутренней — застегивающиеся на крючки полотнища.

Форма поперечного сечения обеспечивается тремя разборными арками из дюралюминиевых   трубок диаметром 12 мм с толщиной стенки 2 мм — две у торцов и одна по среднему сечению палатки. Концы арок вставляются в специальные кольца на усилительных лентах, пришитых к полу. Арки вставляются в прерывистые тканевые каналы, пришитые к своду.

* Бескаркасная с центральными стойками

** Полукаркасная  с Л-образными стойками.

 

Рис. 2. Палатка типа «ангар». Указаны размеры для внутренней палатки.

 

Еще одна особенность палатки — поперечное расположение обитателей — делает все места в ней равноценными с точки зрения удобств вставания и сидения. Номинально она шестиместная, во в ней могут разместиться семь и даже восемь человек.

Преимущества палатки такого типа прежде всего в том, что форма свода обеспечивает уменьшение парусности, увеличивает внутренний объем. Конденсат в ней практически отсутствует из-за воздухопроницаемой крыши и двойных стенок. Снег легко можно стряхнуть изнутри за счет увеличенной крутизны свода.

Многолетняя эксплуатация палатки выявила высокую степень ее комфортности.

К недостаткам  следует отнести следующее:

1) большая площадь пола и, следовательно, необходимость подготовки большой площадка для установки палатки;

2) длительность установки;

3) неудобный для переноски каркас. Каркас разбирается на дуги длиной около 0,8 м и для переноски укладывается в специальный брезентовый чехол, который необходимо размещать снаружи рюкзака.

Палатка типа «юрта». Идеальная палатка для высокогорных путешествий еще ждет своего воплощения. Заслуживает внимания вариант каркасной палатки в форме юрты (рис. 3). Пол ее квадратный со стороной 2 м. Растяжки отсутствуют, при этом форма палатки обеспечивается крестообразным упругим каркасом. При установке к площадке крепится только пол.

Возможный порядок установки: растягивается пол, в угловые люверсы пола крепится упругий сборный каркас, к которому специальными крючками пристегивается внутренняя палатка. На каркас сверху натягивается наружный тент.

 


Рис. 3. Палатка типа «юрта».    Показана   возможная   конструкция внутренней палатки.

 

Палатка вместительная — номинально пять человек, шесть-семь — при необходимости. Палатка имеет малую парусность, быстро устанавливается, комфортабельна. Двойные стенки  обеспечивают высокую теплоизоляцию.

Можно рекомендовать следующий набор основных материалов:

свод внутренней палатки — тонкий парашютный капрон, пол — плотный капрон (от тормозного парашюта) в один-два слоя;

тент — каландрированный капрон;

каркас — пруток диаметром 3—4 мм из закаленного алюминиевого сплава марки В95Т. Будучи разобранным и уложенным в чехол, каркас умещается в рюкзаке. Сочленение осуществляется трубчатыми муфтами.

 

 Автоклавы 

Как известно, с подъемом па высоту за счет уменьшения атмосферного давления снижается температура кипения воды. Действительно, попробуйте приготовить обед, например, па высоте 4 000 м, где температура кипения воды составляет 88 °С. Процесс варки значительно затягивается, нерационально используется драгоценное горючее, да и качество пищи ухудшается.

На помощь альпинистам и горным туристам приходят герметически закрывающиеся кастрюли — автоклавы. Конструкция их может быть различной, но принцип действия один: в повышении давления и тем самым температуры кипения воды в герметически закрытом сосуде.

Автоклав состоит из следующих функциональных узлов: корпуса-емкости; герметически закрывающейся крышки с уплотнением; запорного устройства крышки; предохранительного клапана; вентиля для выравнивания внутреннего давления с атмосферным; контрольного устройства (термометра или манометра).

Многие туристы с успехом используют    промышленные скороварки, которые вполне отвечают условиям применения в горах, за исключением, пожалуй, малого объема и значительного собственного веса. Появление самодельных автоклавов вызвано в первую очередь желанием снизить их вес, а также сделать их более удобными для условий походной жизни в высокогорье.

К сожалению, при самодельном конструировании и изготовлении часто не соблюдаются требования безопасности. Недостаточная прочность и некачественное изготовление могут привести к разрушению автоклава под действием повышенного внутреннего давления со всеми вытекающими отсюда опасными последствиями. Необходимым требованием обеспечения безопасности является проверка готового изделия на максимально допустимое избыточное давление и надежность работы предохранительного клапана.

Правильно выбрать избыточное давление Ризб в зависимости от условий эксплуатации автоклава и тем самым определить величину срабатывания предохранительного клапана можно с помощью графика (рис. 6) и по формуле

Ризб = Рв  - Рн                                                    

где   Рв — внутреннее давление в автоклаве при заданной температуре кипения воды;

Рн — нижний предел атмосферного давления, заданный по условиям эксплуатации.

 

 Рис. 6. График для расчета избыточного давления и определения величины срабатывания предохранительного клапана автоклава.

 

Приведем пример расчета величины давления, при котором должен срабатывать предохранительный клапан, и испытательного давления автоклава в зависимости от предполагаемых условий его эксплуатации.

Допустим, вы планируете использовать автоклав на высотах до 7 000 м над уровнем моря, где атмосферное давление составляет 308 мм рт. ст. (41 кПа), и хотите получить температуру кипения воды 110 °С. Для того чтобы поднять температуру до нужного значения, необходимо создать давление внутри автоклава 1 020 мм рт. ст. (136 кПа). Избыточное давление тогда составит: Ризб= 1020—308=712 мм рт. ст. (95 кПа)'.

Таким образом, давление срабатывания предохранительного клапана должно быть не более 100 кПа. Учитывая необходимость как минимум двукратного запаса прочности, испытательное избыточное давление для данного  изделия должно быть 200 кПа (2,0 кг/см2).

Важен выбор материала для изготовления автоклавов. Обычно используются алюминиевые сплавы. Но следует помнить, что не каждый из них годится для этой цели. Для изготовления автоклавов возможно применение только специальных пищевых алюминиевых сплавов.

По конструкции автоклавы можно классифицировать на автоклавы с внешней (накидной) крышкой и внутренней (самоприжимной).

Автоклавы с внешней крышкой. Длительное время наиболее распространенным у туристов был автоклав, переделанный из алюминиевого хозяйственного бидона с приспособленной к нему герметичной крышкой. Недостаток этой конструкции — малая площадь дна, что не позволяет пользоваться одновременно двумя примусами. Кроне того, массивная крышка нерационально увеличивает вес автоклава. В то же время при изготовлении такого автоклава можно обойтись простейшим слесарным инструментом.

На рис. 7 показан автоклав, сделанный на базе пятилитрового хозяйственного бидона. На горловине его крепится четырехсекционный хомут. Между секциями хомута на соединительных винтах устанавливаются качающиеся винты с гайками-барашками, которые служат для прижима крышки и герметизации автоклава. Хомут можно изготовить из алюминиевой полосы толщиной 2 мм. Крышка также алюминиевая толщиной не менее 6 мм. Прокладка  изготовлена  из  пищевой  резины.

 


Рис. 7. Автоклав, переделанный из хозяйственного бидона:

1 — теплоизоляционная  рукоятка;  2 — накидной  винт;  3 — гайка-барашек;  4 — крышка;  

5 — резиновая   прокладка;    6 —хомут;   7 — корпус;    8—предохранительный  клапан;

9— манометр; h — уровень заполнения автоклава.

 

Автоклавы с внутренней крышкой. Они менее опасны в обращении, так как их невозможно открыть, не выровняв внутреннее давление с атмосферным. Это исключает выброс пара, а иногда и содержимого при открывании перегретого автоклава.

На рис. 8 показан автоклав овальной формы с внутренней крышкой и сварным корпусом. Предохранительный клапан располагается на съемной крышке автоклава, что удобно для его очистки и осмотра.

Выравнивание внутреннего давления с атмосферным осуществляется через штуцер, имеющий сбоку отверстие диаметром 1,5—2,0 мм, которое при герметизации автоклава закрывается навинчивающимся на штуцер колпачком.

Рис. 8. Автоклав со сварным корпусом и внутренней крышкой)

1—  теплоизоляционная    рукоятка;    2  —   винт   М10;    3 — гайка-барашек;    4 —швеллер-замок; 5 — предохранительный   клапан;   6—штуцер   сброса  давления;7—  резиновая   прокладка; 8—фланец  крышки;   9 — корпус;   10 — крышка;   11— манометр;   L,  В,   Н — соответственно  длина,   ширина   и  высота   корпуса   автоклава;  h — уровень заполнения.

 

Винт на крышке снабжен теплоизоляционной рукояткой, что облегчает открывание горячего автоклава. Для удобства при переноске и подвешивании над костром имеются приваренные к корпусу ушки и ручка из стальной проволоки диаметром 3 мм.

Стальные детали автоклава (винты, элементы предохранительного клапана, ручка) должны быть изготовлены из нержавеющей стали или иметь антикоррозионное покрытие.

Для измерения давления можно применять малогабаритные автомобильные манометры.

Правила пользования.    Разумеется, любым изделием нужно уметь пользоваться. Вот один из рекомендуемых способов приготовления пищи в автоклаве. В незакрытом автоклаве вода доводится до кипения; закладываются продукты варки; автоклав герметизируется и выдерживается на двух примусах типа «Шмель» 2—3 минуты; затем автоклав снимается и в течение 10—15 минут выдерживается под теплоизоляционным укрытием (штормовка, пуховка). Пища, сваренная вечером и накрытая в автоклаве пуховой курткой, остается теплой до утра, что значительно ускоряет и облегчает утренние сборы.

Для уменьшения расхода горючего во время приготовления пищи на автоклав рекомендуется надевать теплоизоляционный колпак из негорючей ткани или просто накрывать его куском той же ткани.

Внимание! 1. Автоклав должен быть обязательно проверен на избыточное давление до выезда в горы.

2.  Открывать его можно только   после выравнивания внутреннего давления с атмосферным.

3.  Переносить автоклав в рюкзаке нужно в специальном чехле из плотной ткани, оберегая от ударов и повреждений острыми предметами.

Выбрать размеры автоклава вам поможет табл. 2.

Таблица 2

Параметры и типоразмеры автоклава 

Параметры автоклава

Типоразмеры

I

II

III

IV

V

Длина корпуса L, мм

270

270

300

300

320

Ширина корпуса В, мм

180

180

200

200

200

Высота корпуса Н, мм

130

150

150

170

170

Уровень заполнения Л, мм

100

120

120

150

150

Полный объем V, л

5,4

6,3

7,0

9,4

10,0

Полезный объем σ, л

4,0

5,0

5,7

7,8

8,3

 

 

Примусы 

Наибольшее распространение среди горных туристов и альпинистов получили бензиновые примусы.

По конструктивным признакам различают примусы с вертикальной и горизонтальной компоновкой. К первому типу относится снискавшее общую признательность семейство «шмелей». Выпускаются три варианта этих прикусов, не считая различных модификаций. По сравнению со «Шмелем» «Шмель-2» имеет больший объем бачка, более устойчив благодаря увеличенной площади дна и меньшей высоте. Несколько выше его мощность. «Шмель-3» имеет две горелки. Он предназначен в основном для автотуристов и не нашел широкого применения у горных туристов.

Ко второму типу относится малогабаритный примус «Турист». Он попользуется чаще всего в качестве вспомогательного или запасного. Он имеет простую, надежную горелку, которую умельцы широко используют в самодельных конструкциях. Основные технические данные примусов приведены в табл. 3.

 

Таблица 3

Основные технические данные примусов 

Параметры примуса

Тип примуса

«Шмель»

«Шмель-2»

«Турист»

Габаритные размеры в футляре, мм

Ø 160x200

Ø170x170

150x150x80

Касса без горючего, кг

1,0

1,1

0,65

Объем бачка, л

0,65

0,75

0,125

Продолжительность горения с полной заправкой, ч

3,5-5

3-5

0,5—1

 

Подготовка и ремонт примусов.    Описание конструкции, правила эксплуатации, и меры безопасности достаточно полно изложены и паспорте на примус. Мы приводим рекомендации но подготовке примусов к походу и устранению возможных неисправностей.

Примус, даже если он новый, должен быть тщательно проверен для определения возможности его разборки в походных условиях. Для этого горелку отвинчивают от бачка, с нее снимают ниппель, поворотом управляющего ключа против часовой стрелки извлекают клапан с рейкой, проверяют возможность отвинчивания клапана от рейки.

Далее проверяют работу насоса: при резких качках обратный клапан должен срабатывать, о чем свидетельствует щелчок в клапане. Разобрав насос, необходимо смазать внутреннюю поверхность корпуса смазкой типа «Солидол» или «Уннол» (в походных условиях допускается применение любой подходящей смазки или животного жира).

Шпиндель и предохранительный клапан не разбирают. Бачок споласкивают бензином для удаления технологического сора. Затем собирают горелку и устанавливают ее на место.

Проверяют также свободное движение рейки и запирание канала горелки клапаном, а также прочистку ниппеля иглой. Шестерня шпинделя должна окатывать репку без заеданий. Причиной заеданий могут быть заусенцы на зубьях рейки. Их надо снять надфилем. Притирание клапана проверяют без ниппеля. В бачок наливают бензин и завинчивают насос — он должен входить в горловину свободно и плотно заворачиваться без заеданий в резьбе. Клапан закрывают поворотом ключа управления по часовой стрелке до упора. После 10—20 скачков не должна наблюдаться утечка бензина в прокладке штуцера горелки, шпинделе, запирающем клапане, а также о насосе.

Примус, бывший в употреблении, необходимо тщательно  осмотреть,   разобрать,   очистить  от  нагара  элементы горелки (для чего рекомендуется их выдержать один час в ацетоне), заменить изношенные детали, собрать примус и проверить в рабочем состоянии. Если шпиндель вращается без заеданий, шестерня шпинделя цела и утечки бензина через прокладку шпинделя нет, его лучше не разбирать, так как в этом случае сохранить прокладку не удается.

Помимо основного ремонтного набора, в походе необходимо иметь специальный примусный ремонтный набор и комплект запасных частей.

 

Комплект запасных частей для одного-двух примусов: 

Peйка с клапаном

1—2 шт.

Ниппель

1—2 шт.

Игла

2 шт.

Прокладка предохранительного клапана

1—2 шт.

Прокладка обратного клапана

1—2 шт.

Пружина обратного клапана

1 шт.

Уплотнитель шпинделя

1-2 шт.

Уплотнительное кольцо насоса

1—2 шт.

Кольцо поршня насоса

2—4 шт.

Сетка испарителя с ячейками 1х1 мм латунная

15х150 мл

 

В походах, проводимых в основном в безлесной зоне, где от исправности нагревательных приборов зависит нормальная жизнедеятельность группы, рекомендуется в комплекте запасных частей иметь запасную горелку и насос в сборе.

 

Ремонтный набор для примусов: 

Пассатижи

1 шт.

Пинцет, маленькие плоскогубцы или

 

медицинский зажим

1 шт.

Кусачки-бокорезы

1 шт.

Отвертка

1 шт.

Шило

1 шт.

Надфили различного сечения

набор

Резина бензостойкая толщиной 2—3 мм

150х150 мм

Ножницы

1 шт.

Проволока стальная Ø 1,5 мм

150 мм

Смазка типа «Солидол»

10 г

Выколотка   или  стальной стержень Ø 4 мм, длиной 150 мм

1 шт.

Воронка с сеткой

1 шт.

(Выколотка   необходима   для   извлечения   заклинившейся рейки с клапаном из гнезда горелки.)

 

В дополнение — несколько практических советов.

1.  Примус «Шмель-2» благодаря форме бачка и низко расположенной горелке дает более сильное    пламя, чем «Шмель», однако при работе двух примусов «Шмель-2» на одну емкость они перегреваются. Для того чтобы избежать этого неприятного явления, сопровождающегося выбросом струи горящего бензина из отверстия предохранительного клапана, необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

-при заправке горючего заливать не более ⅔объема бачка;

-обеспечивать охлаждение бачков, установив примусы в крышки от футляров, наполненные холодной водой или снегом;

-контролировать режим работы и при возникновении признаков перегревания (усиление шума пламени) уменьшить пламя горелки;

-для ликвидации пламени держать наготове кусок негорючей ткани (около 1 м2) пли мокрую тряпку, которыми накрывается вспыхнувший примус;

-при срабатывании предохранительного клапана выключить горелку поворотом ключа управления; загасить пламя на предохранительном клапане, накрыв его негорючей тканью; охладить бачок (водой, снегом, мокрой тряпкой); стравить избыточное давление. Только после этого можно разжигать примус снова.

2.  Не следует прикладывать большого усилия при повороте ключа управления — можно срезать зубья рейки или шестерни шпинделя. Если это произошло, зубья рейки можно подправить надфилем или заменить рейку. Шестерня шпинделя, как правило, оказывается испорченной только с одной стороны, и достаточно, повернуть шпиндель, добиться зацепления целых зубьев с рейкой.

3.  Если безвозвратно испорчены рейка или шпиндель и заменить их нечем, можно применить аварийный способ работы примуса. Рейку с клапаном удаляют из горелки. Примус прогревают без накачивания. При этом по мере прогрева бачка бензин   поступает в горелку и прогрев идет факелом. По окончании прогрева красное коптящее пламя уступает место голубому пламени рабочего режима. Регулировка величины пламени примуса при таком способе невозможна, поэтому не рекомендуется заливать в бачок более 150 мл горючего.

Пользоваться аварийным способом допустимо только на достаточном расстоянии от палаток и вещей. Погасить аварийный примус можно, накрыв его негорючей тканью, затем охладить горелку и сбросить избыточное давление отвинчиванием насоса. Естественно, что остатки горючего должны быть удалены из бачка, переносить можно только пустой примус.

4.  Бензин рекомендуется заливать через специальную воронку из жести    с впаянной в нее    мелкой   латунной сеткой. 

 

Страховое снаряжение.

Технические средства страховки. 

«Букашка-3». Обеспечивает две величины усилия торможения и, кроме того, будучи закрепленной непосредственно на страхуемом, может быть использована в качестве амортизатора — гасителя энергии падения.

Устройство (рис. 53) выполнено в виде пластины с двумя прорезями под веревку. Перемычка между прорезями продлена вверх и вниз в имеет круглое и овальное отверстия под карабин, а также выступ для фиксации веревки.




Рис. 53. Техническое средство страховки «Букашка-3»:

1 — круглое   отверстие;   2 — овальное   отверстие;   3 — выступ    для     фиксация веревки

 

Примеры использования устройства показаны на рис. 54. Наличие круглого и опального отверстии позволяет менять расстояние от карабина до пластины и тем самым выбирать оптимальную силу торможения в зависимости от конкретных условии. Размеры указаны для использования устройства с отечественной веревкой диаметром 10 мм. Усилие торможения на одинарной веревке — до 280 кг при застегивании карабина в овальное отверстие. Фиксация веревки производится набрасыванием петли, продетой через карабин, на выступ (рис. 54,д). Способ закладки веревки для использования устройства в качестве амортизатора показан на рис. 54,е.

При самостоятельном изготовлении следует иметь в виду, что расстояние от верхнего края овального отверстия до корпуса пластины (рис. 53) для мягкой веревки должно быть уменьшено, что обеспечит граничное усилие трения 280—290 кг при закладке веревки по схеме рис. 54.в. Допускается изготовление устройства в сварном варианте, при котором вертикальная стенка толщиной 5 мм приваривается перпендикулярно к корпусу планки и является перегородкой между прорезями.

Из числа прочих известных зарубежных и отечественных конструкции для автоматического торможения, закрепляемых на страхуемом, для самодельного изготовления можно рекомендовать лишь амортизатор В. Д. Саратовкина ввиду его простоты и возможности изготовления практически в любых условиях.

  

Рис.  54. Использование «Букашки-3» при  работе с одинарной и двойной веревкой:

а — закладка одной веревки для страховки и спуска: б — закладка двух веревок для страховки и спуска; в — максимальное расстояние от карабина до корпуса пластины (усилие торможения меньше): г — минимальное расстояние от карабина до корпуса пластины (усилие торможения больше); д— фиксация   веревки;   е — использование   устройства    в    качестве    амортизатора. 

 

Амортизатор В. Д. Саратовкина («косичка») 

Амортизаторы   предназначены    для  смягчения  рывка при срыве и снижения усилия до уровня, не разрушающего точку удержания. Основой амортизатора В. Д. Саратовкина   (а. с. М 820833 реестр СССР)  служит веревка, соединяющая партнеров по связке, сложенная особы, способом,   обеспечивающим  амортизирующий  эффект.

«Косичка» изготавливается па конце основной веревки пли используется ее отдельный кусок длиной 4,5— 5 м. Кроме того, нужен капроновый шнур с прочностью на разрыв 60—80 кг — для скал или бинт марлевый медицинский шириной 5 см и прочностью 8—10 кг — для льда и снега. Вместо бинта можно использовать прядь хлопчатобумажных ниток той же прочности.

На одном из концов веревки вяжется узел проводника для соединения с «беседкой» туриста. Наминая от узла, верейка складывается в петли, последовательно вставляемые друг в друга, подобно бесконечной вязке узла булинь (рис. 55,а). Каждая последующая петля туго связывается шнуром с предыдущей. Время плетения од ной «косички» 10—15 минут. Ее длина должна быть 70— 90 см, число петель 15—20. Дополнительный расход шнура или бинта 2,5 м. Для удобства эксплуатации на «косичку» можно надеть чехол из плотного материала.

Связать «косичку» можно заранее, при подготовке к маршруту. Но можно, захватив с собой шнур или бинт, сплести «косичку» перед выходом на участки маршрута, где требуется веревочная страховка.

  

Рис. 55. Амортизатор В. Д. Саратовкина  («косичка»):

а — схема   вязки   «косички»;   б — страховочная   система     «грудная   обвязка — амортизатор

— веревка»; в — система обвязки «беседки» амортизатора и самостраховки, изготовленная из

одного отрезка   веревки; г — автоматизированный   пункт  страховки; 1 — основная   веревка;

2 — шнур, связывающий   петли; 3 —  амортизатор в чехле; 4 — часть отрезка веревки, связывающей

обвязку  с   «беседкой»;   5 — часть  отрезка   веревки,   используемой   для   самостраховки;

6 — зажим.

 

Если перед вами скальный участок, нужно использовать «косичку», рассчитанную на усилие срабатывания 250 кг. Для этого петли связываются капроновым шнуром. Диаметр его должен быть около 3 мм. Свободные концы шнура оплавляют и прижимают еще до затвердения к узлу. Контрольные узлы на концах не делаются.

Если предстоит выход на снежно-ледовый склон, понадобится «косичка», рассчитанная на усилие 60 кг. Петли связывают бинтом или прядью ниток, смоченных водой для равномерного натяжения нитей. Свободные концы после связывания пряным узлом подрезаются до длины около 1 см. Контрольные узлы и в этом случае не вяжутся.

В обоих вариантах «косичек» прямые узлы можно зафиксировать водостойкими клеями, например «Уникум», «Момент», БФ-6.

При срыве и падении страхуемого участника кинетическая энергия его тела поглощается при поочередном разрыве шнуров, сопровождаемом распусканием петель. Эта энергия рассеивается за счет последовательного натяжения шпуров перед их разрывом, трения петель друг о друга и о шпуры и упругих деформаций веревки, «беседки» и тела человека.

Особенности изготовления. Надо иметь в виду, что амортизатор — одно из важнейших средств безопасности. Обычно такие средства изготавливают в промышленных условиях,  подвергают  контролю  и  сопровождают  сертификатом о качестве. «Косичка» же отдается в руки широкой массе туристов и альпинистов любой квалификации. Поэтому, хотя «косичка» показала себя безотказной на сотнях испытаний, следует сделать ряд предостережений, чтобы исключить ошибки при ее изготовлении.

Во-первых, рисунок вязки петель должен быть постоянным, так же как и места их перевязки, чтобы но допустить разрыва последующих шнуров до разрыва предыдущих. 13о-нторых, нельзя связывать петли «косички», рассчитанной на усилие 250 кг, хлопчатобумажными шнурами или кипернымн лентами: они имеют большой сечение и их обрывки захватываются следующими петлями. В-третьих, по этой же причине не допускается вязка контрольных узлов на концах шпуров, а длина этик концов не должна быть более 1 см.

И наконец, турист, прежде чем выйти на маршрут с амортизатором, должен убедиться, что он надежен в работе.

Как подобрать связывающие «косички» элементы? Прочность капронового шнура ИОЖВО проверить весом человека, а бинта и пряди ниток — безменом. Усилии срабатывания «косички» проверяется весом человека или динамометром ибо расчетным путем по длине тормозного пути при сбрасывании известного груза на известную глубину с глухим закреплением конца веревки.

Что произойдет, если все же будут нарушены требования по изготовлению? При рывке возможно усилии большее, чем расчетное, и тогда амортизатор не выполнит своей роли. Однако и в этом случае, если страхующий партнер будет выполнять свою задачу динамической страховки (стравливать веревку), надежность страховки и прочность ее элементов не будет снижена по сравнению со страховкой без амортизатора. Прочность амортизатора не может быть ниже, чем прочность веревки, из которой он изготовлен. В этом принципиальное свойство «косички».

Практическое    применение.    Почему    рекомендуются два типа «косичек» и что определило выбор предельных нагрузок 250 и 60 кг?

Известно, что на снежно-ледовом рельефе актуальная проблема — срыв всей связки. В этом случае две точки удержания: ледоруб, воткнутый в снег (он выдерживает нагрузку от 70 кг — для свежевыпавшего снега или фирна до 200 кг — для плотного, слежавшегося снега); человек в положении самозадержания на льду и снегу может обеспечить усилие торможения 70—80 кг.

В этих условиях нужна «косичка» с усилием 60 кг — больший рывок не допустим.

При попеременном движении по снегу страхующий осуществляет те же приемы, что и обычно. При одновременном движении по снегу и льду каждый участник, принизанный к верейке через амортизатор, держит в руке четыре-пять колец веревки. Они нужны на самый критический случаи: партнер, находящийся сзади и вне поля зрения страхующего, упал и внезапно нагрузил веревку. У второго участника в распоряжении будет около секунды, чтобы просить кольца веревки и принять положении самозадержания. Этот прием должен быть отработан многократной тренировкой до автоматизма.

Что показала «косичка» на испытаниях? Она может поглотить энергию 1.8 кДж

(180 кгм) при числе петель 20, допустимая из условии возможности удержания скорость скольжения тела весом 75 кг—7 м/с. Если у обоих партнеров по связке имеется по «косичке», то возможно удержание при скорости скольжения до 10 м с (4 секунды на '(О-метровую веревку). При такой скорости удержать партнера без амортизатора практически невозможно.

Обнаружились и другие моменты. Известно, что в положении самозадержания с использованием ледоруба па ледовом склоне крутизной до 35- уверенно обеспечивают усилие торможения 00 кг как мужчины, так и женщины при условии, что клюв ледоруба хорошо заточен. Один человек при использовании «косички» может задержать одного, двух, а иногда и трех партнеров, но задержать одного, одетого в болонью и «каландр», сложнее: может не хватить энергоемкости даже двух «косичек». Дело в том, что при срыве на снежно-ледовых склонах скорость скольжения люден, одетых в пуховки и анораки из каландрированного капрона, вдвое превышает скорость люден, одетых в обычные штормовые костюмы.

При срыве верхнего по связке при движении по скалам с нижней страховкой задача усложняется — приходится задерживать свободно падающего партнера. Точка удержания в худшем случае — один крюк (выступи скал обычно намного прочнее). Самые слабые из крючьев — вертикальные. Нагрузку 500 кг выдерживают около 80% крючьев, 375 кг — 95%. При нижней страховке в момент срыва на крюк действует равнодействующая двух сил: одной со стороны сорвавшегося, и другой, примерно вдвое меньше, со стороны страхующего. Приняв 375 кг предельно допустимой нагрузкой на крюк, получим оптимальное усилие срабатывания амортизатора 250 кг. 20 петель такого амортизатора обеспечивают энергоемкость 750 кгм, что позволяет полностью поглотить энергию при падении человека весом 75 кг на глубину 10 м.

Возникает вопрос: а нельзя ли уменьшить нагрузку на крюк при срывах на малую глубину? Ведь по все крючья выдерживают нагрузку и в 375 кг. «Косичка» позволяет это сделать. Один вариант: первые две — четыре петли связываются шнурами с разрушающей нагрузкой 40— 50 кг. Первая ступень протяженностью до 80 см сработает с усилием 1(10—200 кг.

Другой вариант: «косичка» складывается пополам, а противоположные петли связываются между собой в пяти-шести местах шнурами прочностью (60—80 кг. При этом получается первая ступень (амортизатор раскрывается подобно известному ленточному амортизатору) протяженностью до 0,9 м с усилием срабатывания 120— 160 кг. При свободном падении на сложных скалах на глубину до 1,5—2 м, что случается довольно часто, сработает только первая ступень амортизации. Сложенный амортизатор, если его поместить в чехол в форме рукавицы, во многих случаях удобнее «косички».

Удобно и совмещение «косички» с отрезком веревки, служащим для связывания «беседки». Свободный конец этого отрезка используется для самостраховки. Длина отрезка веревки, выполняющего такую двуединую роль, составит около (5—6,5 м (рис. 55.в).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Перечень группового снаряжения для горного похода (состав группы — восемь человек)

 

Наименование

снаряжении

Вес единицы снаряжении,  кг

Количество

Общий вес, кг

Примечание

Бивачное   снаряжение

Палатка

3-4

2

6—8

Вес     трехместной «памирка» 3,5 кг

Примус  «Шмель»

1,5

2

3

Канистры   для   бензина

Из    расчета 0,8 л в день

Кастрюля — 8 л

1

1

1

 

Автоклав — 6 л

1,5

1

1,5

Для походов в среднегорье    можно   заменить кастрюлей

Экран из стеклоткани

0,3

1

0,3

Фонарь с запасными  батарейками

0,3

2—3

0,0—0,9

Лопата

0,5

1—2

0,5-

 

 

 

-1,0

 

Спички

20 коробок

0,2

Половник

0,05

1

0,05

Специальное   снаряжение

Веревка основная —40 м (диаметр 10—12 мм)

2,5

3-4

7,5—10

Для    походов    III категории сложности — 2 конца

Веревка       вспомогательная — 60     м      (диаметр 6 мм)

1,2

1

1,2

 

Крючья   ледовые   разные

0,1

5—15

0,5—1,5

В   зависимости от характера   перевалов; для походки III      категории сложности — 2—3 шт.

Ледовый  якорь  «айс-фифи»*

0,3

2

0,6

__

Ледовые пробки*

0,0.3

5

0,15

_

Ледовый молоток*

0,8-1

1

0,8—1

Крючья    скальные   (разные)

0,08

5—15

0,4—1,2

В   зависимости от характера   перевалов; для походов III       категории сложности — 3—4 шт.

Скальный молоток

0,8

1

0,8

 

Карабины

0,08

5—15

0,4— 1.2

Лесенка*

0.5

1

0,5

Расходный  репшнур, лента

10—20 м

0,5

Ракетница     с     комплектом  ракет

0,3

1 комплект

0,3

 

Прочее снаряжение

Фляги для воды

0,2

3

0 6

Монокуляр    или   подзорная труба

0,5—0,8

1

0,5—0,8

Высотомер ВП

0,1

1

0.1

Фотоаппарат и  фотопринадлежности

1,5

2-3

3—4,5

Компас

0,05

1—2

0,05—0,1

Планшет   с   картами     и документами

1

1

1

Медицинская аптечка

 

1 комплект

2,5

 

Безмен

0,1

1

0,1

Будильник

0,1

1

0,1

Ремонтный набор

1 комплект

1,5

Мыло хозяйственное

1 кусок

0,2

Сухое топливо

1 упаковка

0,1

 

 

 

 

Общий вес 36—46 кг (без бензина)

 

Перечень индивидуального снаряжения для горного похода 

Наименование снаряжения

Вес единицы снаряжения,  кг

Количество

Рюкзак

0,8—1,0

1

Спальный мешок

1,5—2

1

Коврик теплоизолирующий  пенополиэтиленовый   или   пенополиуритановый

0,5

1

Ледоруб или айсбайль

0,7—1,3

1

Пояс страховочный

0,3

1

«Беседка»*

0,2

1

Веревка для самостраховки

0,1

1

Репшнур 5 м

0,1

2

Карабины

0,08

2

Кошки

0,7—1,3

1 пара

Зажим для веревки*

0,15

1

Каска

0,5

1

Приспособление для спуска по веревке*

0,05

1

Пуховая куртка**

1,1—1,5

1

Утепленный жилет или толстый свитер

0,3-0,8

1

Тонкий свитер

0,3

 

Анорак или штормовка

0,2—0,5

 

Ковбойка

0,3

 

Футболка

0,2

 

Брюки утепленные**

0,3

 

Брюки х/б или эластичные

0,4

 

Рейтузы

0,4

 

Брюки тренировочные х/б

0,25

 

Плавки

0,1

2

Носки х/б

0,05

2

Носки шерстяные

0 2

3

Ботинки «вибрам»

2.2

1

Кроссовки  (кеды)

0,8—1

1

Стельки войлочные

0,1

2

«Фонарики» для обуви

0,1

1

Бахилы утепленные**

0.4

1

Шапка шерстяная**

0,2

1

Шапка   (кепка, шляпа)  от солнца

0,1

1

Маска для зашиты от солнца или кусок марли

0,05

1

Очки солнцезащитные в жестком футляре

0,1

I

Накидка от дождя

0,2

1

Варежки   (перчатки)   шерстяны

0,2

1

Рукавицы брезентовые

0,1

1

Индивидуальный пакет

0,05

1

Миска, кружка, ложка, нож

1 комплект

 

 

 

Туалетные принадлежности

1 комплект

Документы в полиэтиленовом пакете, блокнот, карандаш

1 комплект

 

Общий вес

15—18 кг

 

*- Для походов IVV категории сложности.

** - Для походов в высокогорной зоне и в межсезонье.

 

Ремонтный набор

Сумка   для   ремонтного набора

Пассатижи   малые   универсальные

Напильник трехгранный

Надфиль

Шило, толстые капроновые нитки

Ножницы

Отвертка

Проволока мягкая

Гвозди

Шурупы

Куски кожи

Брезент

Клей 88 «Момент»

Эпоксидный клей в комплекте с отвердителем

Киперная лента

Kaпроновый шнур

Коробка   для   швейного набора

Куски ткани

Нитки, иголки

Пуговицы

Английские булавки

Резинка-продержка

Штопка


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru