Движение по фирну и снегу



Движение по фирну и снегу

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Альпинизм. Под общей редакцией мастера спорта И. А. Черепова. Государственное издательство «Физкультура и Спорт», М-Л., 1940 г.


Центральный научно-исследовательский институт физической культуры

Данное руководство по альпинизму подготовлено авторским коллективом в составе мастеров спорта СССР: И. А Черепова, И. В. Юхина, А. Л. Малеинова и врача М. В. Раскина

 

И. В. Юхин

Глава двенадцатая

Движение по фирну и снегу

В зависимости от состояния снежного покрова путь по снегу может быть очень легким, трудным и не всегда безопасным. Помимо хорошего знания техники движения по фирну и снегу, необходимо знать состояние и «поведение» снега в разное время дня и года и условия возникновения опасности лавин.

Техника движения по фирну часто совпадает с техникой движения по снегу, так как и снег, и фирн часто бывают одинаковыми по своим внешним качествам.

В технику движения по фирну и снегу входит: 1) ходьба в ботинках, подбитых триконями; 2) ходьба на кошках и 3) охранение на снегу и фирне во время преодоления различных форм фирнового и снежного рельефа.

Характерные особенности техники движения по фирну и снегу: 1) возможность создания искусственных точек опоры — ступенек для удобного и безопасного движения, 2) использование снежного покрова для скольжения и 3) использование замерзшего и плотного снега или фирна для ходьбы по нему на кошках.

В технике движения по фирну и снегу, так же как и в технике движения по льду, в трудных местах необходимо применение двух точек опоры.

Лавиноопасность снежных склонов требует от альпинистов обдуманного и правильного применения техники, так как нарушение основ этой техники при ненадежном охранении может вызвать лавины и другие опасности.

1. Формы снежной поверхности

Снег — это скопление ледяных кристаллов различной формы и величины.

Снежные кристаллы образуются при замерзании воды, находящейся в атмосфере. При низкой температуре образуются очень мелкие снежные кристаллы. Поэтому на больших высотах снег выпадает в виде маленьких игл и крупы. Такой снег бывает сыпучий и рыхлый. В теплую погоду (около 0°) образуются наиболее крупные снежные кристаллы. На выпавший слой снега падает следующий слой, образующий пласты различной толщины. Под действием тепла и солнца первоначальное состояние снежного покрова подвергается изменениям.

Фирн — это плотный слежавшийся снег зернистого строения (снег, подвергшийся процессам таяния и замерзания). Фирновому покрову, так же как и снежному, свойственно слоистое строение.

Разновидности снега и фирна с точки зрения применения альпинистской техники: 1) уплотненный снег и твердый фирн, 2) пушистый снег, рассыпчатый фирн и крупа; 3) мокрый и липкий снег и фирн, 4) мягкий снег, покрытый коркой. На альпинистскую технику оказывает влияние не только состояние снега и фирна, но и основание, на котором лежит снег, толщина снежного покрова и формы снежной поверхности.

К формам снежной и фирновой поверхности можно отнести склоны разной крутизны, подгорные трещины (бергшрунды), снежные гребни и карнизы.

Снежные склоны бывают разной крутизны и размеров в зависимости от рельефа местности.

Подгорные трещины (бергшрунды) располагаются вдоль подножия склонов и по своему виду представляют ломаную, прерывающуюся снежными мостиками линию. Они образуются вследствие разности скоростей движения снежных масс. Нижняя часть снежного покрова оседает вместе с поверхностью снежного поля, в то время как верхняя часть имеет большее сцепление с поверхностью склона и движется по нему медленнее, чем оседает нижняя часть. Вследствие этого верхний край трещины всегда значительно выше нижнего. По своей форме бергшрунд в большинстве случаев имеет расширение в глубине трещины.

Снежные гребни бывают различной крутизны и размеров в зависимости от особенностей вершин.

Снежные карнизы или надувы образуются на гребнях и вершинах вследствие того, что ветер, перебрасывающий снег с одной стороны гребня на другую, создает завихрения. Снежные карнизы постепенно достигают большой величины, дают трещины у основания и часто обрываются, образуя лавины.

2. Способы ходьбы по фирну и снегу

От хорошего овладения техникой движения по фирну и снегу, от знания особенностей снежного покрова и профиля, на котором лежит снег, зависит сохранение сил, безопасность и быстрота передвижения.

Ходьба по фирну и снегу разного состояния и в различных направлениях предъявляет к альпинисту требования в обладании хорошо развитым чувством равновесия, выносливостью и крепкими связками голеностопных суставов. При спусках по снегу скольжением полезно также иметь навыки в горнолыжной технике.

В зависимости от состояния и толщины фирнового и снежного покрова, от крутизны снежного склона и его лавиноопасности, от тренированности альпиниста применяются различные способы ходьбы по фирну и снегу по горизонтальной поверхности, при подъемах, траверсах и спусках.

Перед изучением способов ходьбы по снежным склонам и преодолением различных сложных форм снежного рельефа необходимо научиться ходить по ровному месту, покрытому фирном и снегом различной глубины и состояния.

Ходьба по горизонтальной поверхности уплотненного снега и твердого фирна не представляет никакой трудности.

Пушистый снег, рассыпчатый фирн и крупа значительно затрудняют ходьбу, так как ноги, проваливаясь, скользят, и для удержания равновесия необходимо прилагать большие усилия. При такой ходьбе (как и при ходьбе по песку) для экономии сил делаются небольшие шаги.

Иногда приходится передвигаться по снегу глубиной до колен. В этом случае нога поднимается по возможности выше, и продвижение ее вперед производится по воздуху, чтобы не тратить силы на раздвигание снега.

Если снег глубиной до пояса и выше, то продвижение по нему происходит боком с использованием до некоторой степени веса тела.

Мокрый и липкий снег также тяжел для передвижения. Объясняется это тем, что он подлипает к подошве ботинок и вызывает промокание обуви. Ходьба по такому снегу производится небольшими шагами. Перед постановкой ноги нужно сделать легкий дополнительный нажим, чтобы уплотнить снег и глубоко не провалиться.

Мягкий снег, покрытый коркой, удобен для передвижения, когда корка удерживает вес человека. По такому снегу нужно двигаться очень аккуратно, ставить ноги, не нажимая сильно на каблук. Если верхняя корка при всей аккуратности ходьбы все же проваливается, то при движении необходимо каждый раз вытаскивать ногу наверх и с силой ломать корку, не стараясь задержаться на ней, так как она все равно не удержит, а вызовет неожиданное проваливание и лишний расход сил.

Положение ледоруба при движении по горизонтальной поверхности снега применяется такое же, как и при движении по горизонтальной поверхности ледника. Ледоруб надо держать за головку сбоку тела вниз штычком или двумя руками перед собой, или за головку впереди себя, если приходится прощупывать трещины.

Подъем. Подъем по крутым склонам, покрытым уплотненным снегом или твердым фирном, может производиться на кошках различными способами: «елочкой», зигзагом, боком к склону и спиной к склону. На трудных участках, так же как и на льду, подъем производится с соблюдением двух точек опоры. В случаях, когда снег поддается обработке рантом ботинка, можно производить подъем в окованных ботинках при помощи выбивания ступенек в снегу.

По некрутому склону следует подниматься прямо в лоб «елочкой», выбивая ступеньки внутренними рантами ботинка. Ледоруб надо держать перед собой в положении изготовки к самоохранению. Выбивание ступенек производится движением ноги — одним-двумя ударами по снегу в горизонтальном направлении. Применяется еще способ подъема зигзагом. Ступенька, при этом, выбивается ближе стоящей к склону ногой — носком и рантом ботинка с наружной стороны. Дальше стоящей от склона ногой выбивается ступенька носком и рантом ботинка с внутренней стороны. Ледоруб надо держать двумя руками штычком, обращенным к склону, и клювом вниз. Корпус всегда нужно держать в вертикальном положении, так как при этом лучше и правильнее используется опора на ступеньках. В случае встречи крутого участка при движении зигзагом соблюдаются две точки опоры.

На крутом склоне обычно поднимаются прямо в лоб, выбивая ступени носком ботинка при соблюдении правила двух точек опоры. Подъем производится следующим порядком: встать лицом к склону, взять ледоруб двумя руками за головку так, чтобы штык был обращен вниз. В таком положении поднять ледоруб вверх и перед собой сильным движением вниз воткнуть его в снег так, чтобы он имел небольшой наклон к склону (рис. 162а). После этого, держась обеими руками за головку ледоруба, сильными ударами согнутой ноги, выбивается в снегу ступенька достаточной глубины для помещения ноги до подъема (рис. 162б). 



Рис. 162. Подъем по снежному склону с сохранением двух точек опоры

При выбивании ступенька должна иметь небольшой наклон в сторону склона. Затем, держась двумя руками за головку ледоруба, альпинист поднимается, выпрямляя ногу, стоящую ближе к ледорубу, и выбивает следующую ступеньку другой ногой. Выбив вторую ступеньку, альпинист ставит на нее ногу и, сохраняя опору на обе ноги, вытаскивает из снега ледоруб и втыкает его в новое место выше по склону. Потом снова при опоре руками на ледоруб и одну ногу альпинист выбивает следующие ступеньки и передвигается по ним. Подъем по такому склону является легким, быстрым и безопасным.

По пушистому снегу подъем производится прямо вверх с соблюдением двух точек опоры. Ледоруб надо втыкать в снег поглубже, до головки, чтобы он вонзался в плотный нижний слой. Ступеньку для ноги приходится утаптывать нажимом подошвы. Корпус надо обязательно держать вертикально во избежание соскальзывания, идти следует небольшими шагами, аккуратно и осторожно. Подъем по такому снегу и фирну является утомительным и небезопасным в отношении лавин.

По мокрому снегу и фирну подъем на крутых склонах производится так же, как и при предыдущих способах: прямо вверх, с соблюдением двух точек опоры. Ледоруб втыкается до головки в заранее уплотненный коленом ноги снег. Снег утаптывается вертикальными ударами ботинка, в результате чего получаются широкие горизонтальные ступеньки.

Траверсирование

По уплотненному обледенелому снегу и твердому фирну пересечения склонов можно производить на кошках лицом по направлению движения и боком к движению, спиной к склону. На крутых снежных склонах так же, как и на льду, движение производится с соблюдением двух точек опоры.

По уплотненному снегу и твердому фирну, когда он поддается обработке окованным ботинком, можно производить траверсирование склона при помощи выбивания ступенек в снегу.

На некрутом склоне можно идти лицом по направлению движения. Ступеньки располагаются по двум линиям в шахматном порядке. Ступенька для вышестоящей ноги выбивается носком и рантом ботинка с наружной стороны. На эту ступеньку нога ставится наружным боком с носком, обращенным к склону. Ступенька нижестоящей ноги выбивается подошвой ботинка и нога ставится на нее каблуком к склону. Ледоруб надо держать двумя руками наизготовку с обращенным штычком к склону и клювом вниз (рис. 163 а). На крутом участке склона соблюдаются две точки опоры, как при движении на кошках.

На крутом не лавиноопасном склоне при хорошем состоянии снега траверсирование производится лицом к склону боком к движению при помощи выбивания ступенек носками ботинок и с соблюдением двух точек опоры. Ступеньки располагаются по одной линии. Движение производится в следующем порядке: стоя лицом к склону, альпинист берет ледоруб двумя руками за головку и втыкает в снег перед собой, немного в сторону движения, примерно на уровне пояса. При движении в правую сторону при опоре двумя руками на ледоруб и левую ногу через одну ступеньку выбивается ступенька для правой ноги. Затем при опоре на ледоруб и правую ногу выбивается ступенька (в оставленном для нее месте) левой ногой. После этого при опоре на две ноги снова вытаскивается и переносится ледоруб в правую сторону и затем попеременно каждой ногой выбиваются ступеньки и т. д. (рис. 163 б).

На менее плотном снегу рекомендуется выбивать ступеньки в шахматном порядке, по возможности дальше друг от друга. При этом способе выбивается одна большая ступенька, в которую приставляется другая нога. Перестановка ледоруба и положение корпуса совершенно такое же, как и в предыдущем случае.

По мягкому сухому снегу траверсирование на некрутых склонах производится лицом по направлению движения. При постановке ступни на снег нужно добавочным нажимом подошвы уплотнить снег. Корпус надо держать вертикально, шаги делать небольшие, аккуратно и осторожно. Ледоруб во время движения надо держать двумя руками наизготовку обычным способом. Штычок должен быть обращен к склону, а лопатка вниз. Ступеньки при движении располагаются по двум линиям. Пересекать склон нужно по возможности в верхней части.



Рис. 163. а) Траверсирование снежного склона лицом к движению; б)Траверсирование боком к движению

 

По мокрому снегу и фирну траверсирование некрутых склонов производится так же, как по мягкому и сухому снегу. На крутых склонах траверсирование производится с соблюдением двух точек опоры, так же как при движении по уплотненному снегу и твердому фирну, лишь с той разницей, что ледоруб втыкается до самой головки и древко его укрепляется сбоку нажимом колена ноги: ступенька не выбивается сильными ударами, а уплотняется нажимом ступни — сначала к склону, а затем в вертикальном направлении. Передвижение по такому снегу нужно производить осторожно и аккуратно. Так же как и при предыдущем способе пересекать склон надо по возможности в верхней его части.

Ходьба по гребню

Движение по снежному гребню производится по верху гребня, если на нем нет карнизов. Движение по гребню, покрытому уплотненным снегом и твердым фирном, производится на кошках, как и по ледяному гребню. Если на гребне есть карнизы, то движение надо производить по склону ниже линии возможного срыва карниза. Определение линии возможного срыва карниза зависит от формы гребня, от его размеров и состояния снега. Легче определить мощность карниза и линию опасности путем обследования этого карниза сбоку.

Движение по гребню вверх или сбоку его при разном состоянии снега производится обычными способами.

Спуск. Спуск по уплотненному снегу и твердому фирну по склону удобно производить на кошках лицом к движению. На крутых снежных склонах, так же как и на льду, движение производится с соблюдением двух точек опоры. По уплотненному снегу и твердому фирну можно производить спуск при помощи выбивания ступенек в снегу.

На некрутом склоне можно спускаться лицом в сторону спуска. Ступеньки располагаются по двум линиям в шахматном порядке. Ступенька, попеременно для каждой ноги, выбивается одним-двумя сильными ударами каблука. Ледоруб надо держать двумя руками, как для самоохранения, штычком, обращенным к склону и клювом вниз (рис. 164). На коротком крутом склоне соблюдаются две точки опоры, как и при спуске на кошках по крутому склону. На длинном крутом склоне применяется спуск лицом к склону с сохранением двух точек опоры в обратном порядке, по сравнению с подъемом. Выбивание ступенек попеременно каждой ногой производится носком ботинка.

По пушистому снегу и рассыпчатому фирну спуск производится спиною к склону. При постановке ног делается нажим на каблук. Ледоруб надо держать обычным способом, как при самоохранении сбоку, штыком к склону и клювом вниз. Спуск по такому снегу легкий.

Спуск по мокрому снегу на некрутых склонах производится спиною к склону, так же как по сухому мягкому снегу, только при этом необходимо делать небольшие шаги. На крутых склонах спуск производится лицом к склону, так же как при спуске по уплотненному снегу и твердому фирну, с сохранением двух точек опоры. При этом надо ледоруб втыкать до головки в заранее уплотненный снег и для образования ступеньки предварительно уплотнять снег нажимом ботинка.

Скольжение

Перед применением скольжения для облегчения спуска и ускорения быстроты его необходима соответствующая подготовка.



Рис. 164. Спуск лицом к движению

 

Скольжение производится на плоско поставленных ботинках. Ноги должны находиться в полусогнутом положении, слегка расставленными, одна немного впереди другой. Ледоруб надо держать, как для самоохранения, сбоку, штыком к склону. Смотреть надо по движению (рис. 165). На крутых участках для лучшего сохранения равновесия штык ледоруба должен слегка касаться снега. Для торможения носки ботинок, приподнимаются, в результате чего каблуки вонзаются в снег. Другой способ торможения — резкий поворот в сторону, вследствие чего оба ботинка врезаются рантами в снег.

При скольжении по склонам альпинист, так же как и при спуске на лыжах, должен внимательно следить за профилем своего пути, допускать такую скорость скольжения, при которой легко повернуть, объехать небольшие препятствия и в любой момент можно остановиться.

Перед применением способа скольжения для спуска необходимо хорошо просмотреть весь склон и обследовать его с точки зрения лавиноопасности, трещин и т. п. Не надо забывать о том, что при скольжении по неизвестному склону можно вызвать лавину или провалиться в трещину.

Лучшие условия для скольжения представляет ровный склон с мягким или оттаявшим верхним слоем снега. Рыхлый глубокий снег для скольжения непригоден.

3. Способы охранения на снегу

Основой безопасности во время преодоления снежных препятствий служит хорошо организованное охранение.

Самоохранение и самозадерживание при помощи ледоруба на снежном рельефе применяется индивидуально каждым альпинистом во время передвижения по снежным участкам и при внезапном падении. Эти способы применяются почти так же, как при движении по ледяным склонам.

Ледоруб при движении по снегу надо держать лопаткой вниз, чтобы в случае падения самозадерживание на снегу производилось не клювом (как на льду), а лопаткой.

Охранение веревкой через плечо на снегу применяется так же, как и на льду. При этом следует обратить особенно серьезное внимание на хорошие опоры для ног охраняющего. Для этого нужно хорошо утоптать ногами площадку или ступеньки, на которых он стоит.

Охранение через древко ледоруба является надежным способом на плотном снегу. Глубоко загнанный (по самую головку) ледоруб крепко держится в уплотненном снегу.



Рис. 165. Скольжение

 

Организуя охранение через ледоруб, необходимо хорошо утоптать ботинками небольшую площадку снега, а затем загнать в середину ее ледоруб до самой головки. Чтобы ледоруб лучше выдержал возможный рывок проходящей через него веревки, необходимо коленом ноги и рукой поддерживать его сбоку. Ледоруб должен загоняться с небольшим наклоном в сторону склона.

После забивки в снег ледоруба на него накидывается веревка для охранения идущего впереди или поднимающегося снизу (рис. 166). Помимо крепко забитого в снег ледоруба и правильно надетой на него веревки охраняющий должен иметь хорошие ступеньки для упора ног. Забитый в снег ледоруб также может использовать охраняющий для самоохранения при охранении через плечо. Для этого охраняющий вытаптывает в снегу хорошие ступеньки и принимает соответствующее положение для охранения через плечо с самоохранением при помощи репшнура, привязанного к ледорубу, или петли, идущей к ледорубу от основной веревки.

Комбинированные способы охранения при движении по снегу применяются, когда маршрут проходит вблизи скальных или ледяных выступов, которые используются для охранения. Если путь по снегу проходит возле скальной стены, то более надежное охранение можно устроить при помощи скальных крюков, забитых в скалу.

Движение связки во время преодоления различных  форм  снежного рельефа

В зависимости от качества и состояния снежного и фирнового покрова один и тот же маршрут может быть затруднен или облегчен.

Поэтому для движения по снежному маршруту нужно выбирать такое время, когда снег будет самым удобным по своему состоянию. Раннее утро, когда все сковано морозом и снег достаточно плотен, является самым благоприятным временем для передвижения.

Слегка влажный снег, хорошо поддающийся вытаптыванию ступенек и крепко держащий воткнутый в него ледоруб для охранения, является удобным для передвижения.

Движение и охранение связки из двух и трех человек на леднике, закрытом снегом, происходит в том же порядке, как и при движении по леднику с открытыми и закрытыми трещинами.

Охранение через ледоруб и порядок движения равносильной связки, состоящей из двух человек, при подъеме по снежному склону прямо в лоб производится в следующем порядке: связка стоит в исходном пункте на одной линии (на расстоянии 1,5-2 метров человек от человека) ; второй из связки утаптывает ступеньки для ног и место для втыкания ледоруба и занимает удобное положение для охранения через ледоруб; после этого первый из связки производит подъем на всю выданную вторым веревку, затем выходит на 1,5-2 м в сторону, утаптывает ступеньки и место для ледоруба и в свою очередь занимает положение для охранения.


Рис. 166. Охранение на снегу при помощи ледоруба

 

После этого второй по готовым ступенькам поднимается на уровень первого и продолжает двигаться выше (выбивая новые ступеньки) на всю выданную первым веревку, затем выходит на 1,5-2 м в сторону (противоположную положению первого) и принимает положение для охранения через ледоруб и т. д. (рис. 167 а).

Охранение через ледоруб и порядок движения равносильной связки, состоящей из трех человек, по снежному склону прямо вверх происходит в следующем порядке: связка стоит на исходном пункте (человек от человека на расстоянии примерно 1,5-2 метров); третий и второй укрепляются для охранения через ледоруб (третий немного выше и в стороне от второго). Первый охраняемый вторым, выходит вверх на выданную веревку, вверху отходит на 1,5-2 м влево и занимает положение для охранения через ледоруб. Затем третий (охраняемый вторым) по готовым ступенькам подходит к первому, выходит на 1,5-2 м вправо и принимает положение для охранения; потом второй, охраняемый первым и третьим, по ступенькам доходит до первого и третьего, продолжает подыматься дальше, вытаптывая ступеньки, вверху выходит вправо и становится на охранение; после этого первый, охраняемый вторым, продвигается по готовым ступенькам до него и выше на всю выданную ему веревку; вверху выходит на 1,5-2 м вправо и принимает положение для охранения; наконец третий по готовым ступенькам доходит до первого, выходит на 1,5-2 м влево и становится для охранения; затем поднимается второй и т. д. (рис. 167 б).

Охранение через ледоруб и порядок движения связки, состоящей из двух человек, при траверсировании нелавиноопасного снежного склона происходит из исходного пункта в следующем порядке: второй из связки вытаптывает ступеньки, втыкает в снег ледоруб и становится на охранение; в это время первый движется вперед на выданную веревку, затем в конце выходит на 1-1,5 м вверх, вытаптывает ступеньки и втыкает ледоруб для охранения; потом второй в связке начинает продвигаться по следам первого; дойдя до него, продолжает путь на протяжении всей выданной первым веревки; в это время первый охраняет второго. То же самое проделывает первый и т. д.

Движение на траверсе связки, состоящей из трех человек, происходит в следующем порядке: на исходном пункте связка стоит в затылок друг возле друга лицом к движению; третий и второй занимают положение для охранения через ледоруб; первый выходит вперед на выданную ему вторым веревку и укрепляется для охранения; потом второй, охраняемый первым и третьим, подходит к первому и становится на охранение первого; затем первый, охраняемый вторым, опять выходит вперед на расстояние выданной ему веревки и становится на охранение; наконец и третий движется вперед, охраняемый вторым, подходит к нему и становится на охранение. Вслед за этим второй опять подходит к первому на двойном охранении и т. д.

При таком порядке движения первый, как более опытный, всегда движется впереди, а второй обеспечивается надежным двойным охранением.

На некрутых снежных склонах спуск производится лицом вперед. Ледоруб держится наизготовку.

Связка, состоящая из двух человек, спускается по двум параллельным линиям, находящимся на расстоянии 2-3 м. Вначале спускается первый на всю веревку при охранении вторым, затем спускается второй на всю веревку при охранении первым и т. д.

Связка, состоящая из трех человек, спускается по трем параллельным линиям, находящимся на расстоянии 2 м. Вначале спускается средний при охранении двух сверху, затем спускаются по очереди крайние в связке, охраняемые средним и т. д.

На крутых снежных склонах спуск производится лицом к склону по одной линии с сохранением двух точек опоры и применением охранения через ледоруб.

Связка, состоящая из двух и трех человек, спускается в порядке, обратном описанному для подъема прямо в лоб.

Охранение и порядок передвижения связки, состоящей из двух и трех человек, при движении по снежному гребню происходит в том же порядке, как и при траверсировании склона. Если движение связки происходит по самому гребню, со склонами, равномерно сходящими в обе стороны, возможно идти по обеим сторонам из расчета, чтобы охраняющий и охраняемый находились на противоположных склонах.

Охранение и преодоление связкой снежного карниза для выхода на гребень происходит в следующем порядке: первый, хорошо охраняемый вторым (который должен находиться в безопасном месте на случай срыва карниза), выходит под карниз в наименее нависающей его части и начинает осторожно прорубать его ледорубом, делая в нем узкий коридор или тоннель; после этого первый выходит на гребень, хорошо укрепляется на другой его стороне и лишь только после этого начинают передвигаться по очереди остальные спутники. Движение связки под нависающими карнизами не допускается, так же как не допускается движение по самому карнизу.

При преодолении снежной стены из плотного снега высотою в 2-3 м второй из связки втыкает ледоруб до половины в стену на высоте плеча. Ледоруб втыкается с небольшим наклоном к стене так, чтобы головку его, повернутую боком, можно было положить на плечо. Затем второй из связки становится боком к стене и подставляет плечо под ледоруб, поддерживая его рукой. В это время первый из связки, охраняемый третьим сбоку, вырубает в стене ступеньку на высоте бедра, втыкает свой ледоруб как можно выше в стену, становится на ступеньку и, держась за свой ледоруб, взбирается двумя ногами на ледоруб, поддерживаемый вторым. После этого он переставляет свой ледоруб в новое место по возможности на верх стены и, загнав его в снег до головки, подтягивается к нему, выбивая ногами ступеньки для опоры, и вылезает наверх.

4. Устройство бивуака на снегу

При устройстве бивуака на снегу необходимо обратить особое внимание на выбор места, учитывая, что хорошо организованный бивуак даст возможность переждать непогоду, отдохнуть и предохранить себя от обмораживания.

Установка палатки с прорезиненным дном на снегу не представляет большой трудности. Для этого необходимо выбрать место, защищенное от лавин и ветра. Выбранную площадку надо предварительно утоптать ногами и выровнять. После этого палатка устанавливается обычным порядком. Для укрепления растяжек используются ледорубы и кошки, глубоко вдавленные в снег. Палатка, расположенная на мягком снегу, удобнее для ночевки, чем на льду.

При устройстве бивуака на снежном гребне следует особенно прочно закрепить палатку ввиду ее положения, открытого для ветра. В некоторых случаях для бивуаков на снегу пользуются палаткой Здарского. Для этого вырывают в снегу яму, обкладывают ее со всех сторон снегом, надевают на себя мешок-палатку, подвешенную за верхние края к вбитым в снег ледорубам, а нижний край подвертывают под себя. Ночь проводят в сидячем положении.

Иногда для ночлега на снежных склонах применяются снежные пещеры, которые особенно хорошо зарекомендовали себя при высотных восхождениях. Вырытая в снегу пещера, по данным гималайских экспедиций, сохраняла температуру до +4° при температуре воздуха снаружи —30°.

Снежные пещеры обыкновенно устраиваются на нелавиноопасных снежных склонах и на месте снежных наносов. Лучшим снегом для устройства их будет затвердевший или слегка влажный и плотный снег или фирн. Пещеру следует делать с сводчатым потолком и с желобком вокруг стенок для стока воды.

Отверстие для входа надо делать небольшое, чтобы можно было легко его завесить.

При вырывании пещеры в снегу в качестве инструмента служат ледоруб, лавинные лопатки, алюминиевые котелки, крышки и т. д.

Для ночлега в снежной пещере необходимо изолировать себя от соприкосновения со снегом. Для этого снежный пол следует застлать прорезиненной материей (палаткой) и положить на подстилку также часть снаряжения (веревки, рюкзаки и т. п.). Полезно иметь для этого надувной матрац, войлок и т. п. Наличие спального мешка, смены сухих носков и горючего для приготовления пищи дает возможность спокойно провести ночь в такой пещере.

При холодном ночлеге для предохранения от обмораживания надо в течение всей ночи каждому следить за собой и друг за другом, чтобы не обморозиться.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru